Образовательный экологический проект: «Домашние животные. Кошки»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Карпенкова Марина Александровна

Автор: Карпенкова Марина Александровна, воспитатель.

Описание материала: предлагаемый  проект для детей подготовительной к школе группы  по теме «Домашние животные».

Проект «Домашние животные»  направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Актуальность проекта:

Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.

 Это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия домашние животные живут рядом с людьми, кормят и поят их, одевают и обувают, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к домашним животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир домашних питомцев чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания детей. И это не удивительно, так как каждой маме и папе хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Известное всем высказывание по этому поводу гласит: «Не может быть добрым человек, который не любит животных и который никогда не проявил о них заботу»

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по изучению  домашних животных, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать взрослым по уходу за домашними питомцами.

Цель проекта: обобщение и систематизация знаний старших дошкольников о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе их для человека;  развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим»

 

Задачи проекта:

  1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят человеку, как за ними ухаживать)
  2. Воспитывать гуманное отношение к домашним животным.
  3. Развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас, мышление, любознательность, воображение.
  4. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок, повествующих о жизни домашних животных.

Вид проекта – информационно-практический, долгосрочный.

Время реализации проекта: учебный год.

 Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы № 3 «Ромашка», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель театральной студии.

Предполагаемый результат:

в результате осуществления проекта у детей: сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека;  родители, принимая активное участие  в проектной деятельности, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Этапы проекта

Этап выбора темы

После окончания летних каникул, дети стали делиться своими впечатлениями о том, как они провели лето, какие у них изменения в семьях, что нового появилось в семьях детей. Ребята рассказывали о подаренных игрушках, о поездках в  лес, на дачи, в другие города,  Никита Т. похвалился, что они купили собаку, а Маша А. – что ей подарили котенка. Дети все наперебой стали расспрашивать о животных, заинтересовались, как они за животными ухаживают, чем кормят, как играют…Расспрашивали буквально обо всем: умеют ли бегать, прыгать, играть, где спят и так далее.  Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках, а некоторые воспитанники, что гостили в деревне, о корове, лошади, корове живущих у бабушек в деревне. Между детьми возник большой спор и обсуждение. В процессе обсуждения нам стало ясно, что дети уже многое знают о домашних животных, но некоторые детали жизни домашних животных для них были не ясны. Отсюда возникла тема: «Домашние животные»

Увидев интерес к данной теме, мы с детьми поставили перед собой «Три вопроса».

 

Что мы знаем о домашних животных?

Что хотим узнать?

Где мы можем  узнать информацию?

-Домашние животные живут в доме, сарае, загонах, вольерах, фермах

-Животных  кормит человек (хозяин животного) и ухаживает за ними

-Собака сторожит дом, оберегает покой людей, а кошка ловит мышей, ждет человека, «успокаивает» его

- Лошадь может перевозить тяжелые грузы, катать людей, человек может скакать на лошади, получая удовольствие

-Корова даёт молоко и другие продукты, изготавливаемые из молока

-С собакой, кошкой и другими домашними животными человек (хозяин) может разговаривать;

- по поведению животного человек может его: настроение или состояние, хотя человек не может понимать «язык» животных, но все же часто говорят, что животные и люди зачастую понимают друг друга (особенно, если домашнее животное длительное время проживает рядом с человеком)

-Зачем лошади грива?

-Почему у кошках на лапках мягкие подушечки?

-Когда появились животные в доме у человека?

-Для чего свинье пятачок?

-Почему свиньи всегда грязные?

- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?

- Почему кошки много спят?

- Почему у животных разные хвосты?

- Кто такой пастух?

- Каких животных человек приручил первыми?

 

- в группе от  воспитателя;

- из книг, мультфильмов, развивающих и познавательных передач;

-спросить у родителей, взрослых;

- посмотреть в интернете;

- сходить в детскую библиотеку;

- полистать энциклопедию о жизни животных;

- приобрести книги или журналы в книжном магазине;

- совершить экскурсию в зоопарк, зооведческий магазин;

 

Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:

  • Каких животных можно назвать домашними?
  • Дидактические игры на определения: «Какие животные - где живут?», «Жизнедеятельность животных в сравнении (дикие, домашние)», «Чем отличаются дикие животные от домашних (питание, условия содержания и другое)», «Кто где живет?»
  • Чем питаются домашние животные?
  • Как называют детёнышей домашних животных?
  • Как ухаживать за домашними животными, живущими в наших квартирах?
  • Как ухаживать за домашними животными, живущими в деревне?
  • Повадки, условия содержания домашних животных?Как называются жилища домашних животных?

Внешний вид животных (на примере кошки): чем покрыто тело животного, особенности строения частей тела (голова, туловище, лапы (задние, передние), хвост и так далее.

 

 

  • Какова роль домашних животных в жизни людей?
  • Что Мы можем дать домашним животным?
  • В каких сказках говорится о домашних животных?
  • Литературные произведения о домашних животных (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, считалки, чистоговорки и так далее)

Этап сбора сведений

На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, театрализованной, чтения художественной литературы, но и выделить образовательные задачи.  Оснастить предметно-развивающую среду группы и других помещений детского сада, участвующих в проекте, таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и находила отражение  в разнообразной детской продуктивной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии, иллюстрации, игрушки, поделки, модели, природный и бросовый материал и другое)

Изготовление различных макетов на темы: «Деревенский дворик», «Ферма для домашних животных», «А у нас во дворе…», «Домик для домашних питомцев» и так далее.

Совместно с детьми определили возможные источники, из которых дети будут получать необходимую информацию:

- просмотр научно-популярной и художественной литературы;

 - рассматривание энциклопедий о животных;

-  просмотр мультфильмов и развивающих программ на компьютере;

-  собственные наблюдения детей, рассказы родителей и специалистов ДОУ;

- организация  экскурсий в «Чудо сад»  МУДО «Малой академии», где в специальных вольерах живут домашние животные;

- посещение детской библиотеки;

- выставки детских рисунков, книжек, изготовленных своими руками; посещение занятий, лекций и выставок в городской картинной галерее; изготовление животных из природных и бросовых материалов; изготовление макетов на темы: «Колхозный двор», «Фермы домашних животных», «Деревенский двор» и так далее.

Источники информации:

Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», «Домашние животные»,  презентации, мультфильмы, развивающие программы для дошкольников.

 

Художественная литература:

  • Л. Толстой «Пожарные собаки»
  • М. Кривич «Что за служба у собак»
  • С. Михалков «Три поросёнка»
  • С.Маршак «Усатый – полосатый»
  • Братья Гримм  «Бременские музыканты»
  • Русские народные сказки: «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса»
  • Э.Успенский  «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  • Р.Киплинг  «Кошка, гулявшая сама по себе»
  • С.В. Михалков «Как старик корову продавал»
  • К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
  • Н.Носов «Живая шляпа»
  • А.Барто «Котёнок»
  • И.Васильева «Ферма»
  • Е.Благинина «Корова»
  • Н.Костарёва «Щенок»
  • В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать до десяти»
  • В.Сутеев «Кот рыболов»
  • В.Сутеев « Три котёнка»
  • Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, В.Чарушина

 

Видеотека мультфильмов:

  • «Кошкин дом»
  • «Домашние животные и их дети»
  • «Котёнок по имени Гав»
  • «Просто так»
  • «Твои первые животные»
  • «Кот, который гулял сам по себе»
  • «В стране домашних животных»
  • « Волк и семеро козлят»
  • «Волк и телёнок»
  • «Доктор Айболит»
  • «Кот в сапогах»
  • «Хаврошечка»
  • «Кот в сапогах»
  • «Белка и Стрелка»
  • «Альма и Мурка»

 

Аудиозаписи:

«Звуки природы», «Голоса домашних животных», детские песенки про животных, попевки.

  1. Этап реализации проекта

Проект осуществлялся с учётом  принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, опытно-экспериментальной, продуктивной, музыкально - художественной, театрализованной, конструктивной, чтения.

 

Наш проект предполагает интеграцию образовательных областей:

 «Безопасность»

     Закрепить  с воспитанниками правила безопасного поведения при «общении» с домашними животными.

«Познание»

     Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.

«Коммуникация»

     Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. Чтение детской художественной литературы.

«Социализация»

     Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.

Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, формирование привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

«Чтение художественной литературы»

     Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация игр и упражнений под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы из прочитанных литературных произведений (драматизация, постановка отрывков сказок, обыгрывание персонажей домашних животных).

 «Музыка»

     Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«Труд»

     Формировать желание и умение ухаживать за животными, живущими в домашних условиях. Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений.

 Изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, по тематике проекта, масок для игр – драматизаций, оформление альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

     Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности живых объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование, лепку)

 

Тема: « Домашние животные» (возраст детей 6-7 лет)

 

Образовательные области

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность с семьёй

Физическая культура

Эстафеты:

«Полоса препятствий»,

Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,

«Пастух и овцы»

Игры – имитации «Разные собаки»,

«Изобрази, а мы угадаем»

 

Подвижные игры: «Лохматый пёс»,

«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»

 

Выполнение ОРУ, рассматривание  схем упражнений, выполнение физкультминуток: «Корова»,

«Козочка»,

«Кошка»,

Пальчиковых  гимнастик:

«Два козлика», «Поросята».

Консультация для родителей

«Что делать, если ребёнок боится животных?»

 

Здоровье

Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,

«Гигиена животных»

Практикум с детьми

« Оказание первой помощи»

Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»

Р/и «У зверей и у людей» ( с мячом),

« Кто как умывается»,

«Витамины в нашей жизни»

Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»

 

- Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»

Выполнение  ОРУ, рассматривание  схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»

Музыка

Слушание «Как волк телёночку мамой был»

Драматизация «Кошкин дом»,

Музыкальные игры: «Лошадка»,

«Собачка и кошечка», «Угадай животное»

 Игры – имитации

« Пастушок и стадо»

Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов,

«Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский,

«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов

 Слушание звуков: « Кто как ходит», «Кто как поёт»

 Слушание песен «Пропала собака» музыка В. Шаинского

слушание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»

Игра на музыкальных инструментах рисование после прослушивания музыкальных произведений

Помощь в оснащении музыкального уголка

Художественное творчество

Составление коллажа

«Скотный двор»

Рисование отгадок

«Домашние животные»

Панно «Домашние животные» (аппликация и прорисовывание деталей)

Рисование «На лугу пасутся...»

 Оригами

« Собачка», «Кролик».

«Поросенок»

(из соленого теста)

«Овечка из стаканчиков»

Лепка домашних животных

Рисование

«Моё любимое домашнее животное»

Лепка

«Весёлая ферма»

Конструирование из конструктора «Домашнее подворье»

 

Изготовление книжек малышек и плакатов

«Домашние животные»

 

Создание макета «Ферма»

 

Коммуникация

Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»

«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»

 Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»

Рассказ – описание «Моё любимое животное»

Рассматривание картин:

« На ферме»

«Кошка с котятами»

« Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»

Дидактические игры:

«Один – много»

« Скажи ласково»

 «У кого кто?»

«Чем накормить?»

« Чего не хватает?»

« Чехарда» складывание животных из 3-х разрезных картинок

«Отгадай кто это?»

«Помоги найти маму»

« Где чей хвост?»

 «Кто кричит?»

«Чьи следы?»

 Придумывание сказки о животном по ряду картинок

Дидактические игры: «У кого что?»,

«Отгадай слово»,

«Назови жилище»

 

 

Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»

«Как нельзя обращаться с животными?

Игра «Доскажи словечко»

этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)

 Беседа-обсуждение

«Зачем ухаживать за домашними животными»

Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек  «Что мы знаем о домашних животных?

 Папка передвижка «Домашние животные в доме»

Познание

Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»

Беседа «Зачем держать в доме животных?»

Беседа: «Где лучше жить животным?»

Беседа: «Каких животных можно назвать домашними?»

Беседа: «Каких животных можно держать дома?»

Беседа: «Какова роль домашних животных в жизни людей?»

Беседа: «Что мы можем дать домашним животным» Беседа: «Как получают пряжу?

Беседа: «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?

Беседа: «Как появились домашние животные?»

 Беседа: «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?

 Беседа: «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»

 Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)

- Толкование пословиц:

«Кошке игрушки, а мышке слезки»

«Корова на дворе – еда на столе»

«Собака человеку неизменный друг» «Корову палкой бить - молока не пить»

«Старая собака понапрасну не лает»

« Через силу и конь не скачет»

Викторина: «Домашние животные»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных

Дидактические игры: «Что не так?»,  «Исправь ошибку» «Большой – маленький» «Кто что любит»

« Чей это домик?»

«Я знаю пять названий домашних животных»

«Кто как говорит»

«Что ты будешь делать»

«Корова с теленком»

«Кто, чем питается» «Третий – лишний» «Животное домашнее или дикое» «Любимые детки»

Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил

Рассматривание иллюстраций о животных

 Собери картинку

 «На ферме»

 

Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»

Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»

Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?»

Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»

 

Тематическая выставка

« Наши друзья – домашние животные»

Ширма «Если дома появился звёрёк»

Чтение художественной литературы

Организация выставок книг о животных:

« Животные в сказках»,

«Детские писатели о животных»

-Чтение

К. Паустовский

«Кот – ворюга»

Л.Толстой «Пожарные собаки»

Л.Толстой «Лев и собачка»

М. Кривич «Что за служба у собак»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

С. Михалков Три поросёнка

С. Маршак Сказка о глупом мышонке

С.Маршак Усатый – полосатый

Братья Гримм  «Бременские музыканты»

Русские народные сказки:

«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,

Бычок – смоляной бочок»,

«Кот – серый лоб, козёл да баран»

Э.Успенский  Дядя Фёдор, пёс и кот

Р.Киплинг  Кошка, гулявшая сама по себе

С.В.Михалков «Как старик корову продавал»

К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

А.Барто Котёнок

И.Васильева «Ферма»

Е.Благинина «Корова»

Н.Костарёва «Щенок»

В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

В.Сутеев «Кот рыболов»

В. Сутеев « Три котёнка»

Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, В.Чарушина

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных

-Печатание слов по теме

-Разбор слов на части

- Д/и

«Скажи какой»

- Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему

- толкование загадок и зарисовка отгадок

- Загадки, пословицы, поговорки

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ширмы

 «Детские писатели о животных»

Социализация

Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?»

Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»

Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…

Почему так говорят?»,

«Что было бы, если..?»

Сюжетно – ролевые игры «Ферма»,                                              «Ветлечебница»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

 Игры с макетом «Скотный двор»

Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)

«Помоги животным найти свой дом»

Наблюдения за домашними животными на прогулке

Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных

 

 

Труд

 Беседа « Как ухаживать за домашними  животными»

 Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели – последовательность ухода за животными, по картинкам)

Изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре

«У бабушки в деревне»

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры

«Кошкин дом»

 

 

Оформление альбома

«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)

 

Безопасность

 «Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения

Беседы:

« Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,

« После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,

« Правила поведения при агрессии животных»

 «Игры с животными»

 Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме

 

 

-Свободное общение «Как вести себя, если…?

Практикум

« Оказание первой помощи»

 Игра «Дети и звери»

 

 

Ширма для родителей «Если в доме появился питомец»

 

 

  1. Этап презентации проекта

Презентация проектов проходила в виде:

  • Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние животные», «Любимая кошка», «Домашние животные нашего дома»
  • Презентации авторских книг « Моё любимое домашнее животное»

 

  • Проведение викторины “Домашние животные” между детьми старших групп
  • Создание мини – музея в группе “Домашние животные»
  • Выступление на педсовете (презентация проекта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_koshki_compressed.pdf2.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный экологический проект: "Домашние питомцы"

Развивать чувство доброты, отзывчивости у детей, ласку к животным, заботу о четвероногом друге. Познакомить с особенностями поведения домашних животных. Воспитать у детей внимательное, разумное, береж...

Экологический проект "Домашние птицы"

Экологический проект «Домашние птицы»           2014 г. Проект экологический «домашние птицы» (петух, курочка, цыпленок).1 млад...

Экологический проект: «Домашних я животных знаю – никого не обижаю»!

uЭкологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пл...

Экологический проект " Домашние животные"

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками...

Экологический проект «Домашние животные» (для детей 3–4 лет)

Человечность определяется не по тому,как мы общаемся с людьми,а по тому, как ведем себя с животными.Чак Паланик...

Экологический проект "Домашние животные"

Проект на тему: «Домашние животные» в первой  младшей группе"Вид проекта: комплексныйТип проекта: познавательно-исследовательский.Возраст детей: I младшая группа.Участн...

Экологический проект "Домашние животные".

Презентация на тему: "Домашние животные" для дошкольников...