Залог успешного экологического воспитания
консультация по окружающему миру

Сметанина Ольга Владимировна

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zalog_uspeshnogo_ekolologicheskogo_vospitaniya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:


         Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которая рассматривается как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка. Экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя,таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Экологические игры помогают увидеть ребёнку неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
         В процессе общения с природой в игровой форме у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ (находящихся в сфере детской досягаемости), понимать важность охраны природы, выполнять нормы поведения в природе.  Например,  в игре «Летает - не летает», воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит «летает», а он должен назвать птицу и наоборот. В этой игре закрепляются знания детей о животном мире. В другой игре «Лисы и зайцы» закрепляются знания  об образе жизни и повадках животных (подводит детей к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания). 
        Особенно работа по формированию экологической культуры активизируется во время наблюдений. У детей формируются отчётливые представления о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе. Так рассматривая деревья, травы, дети учатся различать их по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, цветов, плодов) и правильно называть.

Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. 
В процессе  ухода за растениями уголка природы, огорода, клумбы формируются у детей определённые трудовые навыки, укрепляя, таким образом, интерес к природе и решая ещё одну экологическую задачу по формированию у детей умений и навыков по уходу за растениями. Например, рыхля землю в горшках комнатных растений, дети узнают, что рыхлить надо не глубоко, чтобы не повредить корни растений. Растения требуют разного ухода (частота полива, уход за листьями).
        Большую роль в экологическом  воспитании играет художественная литература. Дети слушают потешки, читают и инсценируют сказки, разыгрывают стихотворения, рассматривают иллюстрации (так как в дошкольном возрасте наглядность играет большую роль). Особое место отводится произведениям Е.И. Чарушина, В.Бианки, Н. Толстого. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.
        Экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха. Именно во время экскурсий, походов можно учить детей понимать влияние  негативной деятельности человека на природу (загрязнение водоёмов, лугов, атмосферы).
         Но большая роль в воспитании ребенка экологической культуре отводится родителям. В индивидуальных беседах и на родительских собраниях учить обращать внимание своих детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Ведь во время наблюдений расширяется кругозор детей и время на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, по дороге в детский сад и обратно, на прогулках. Всегда можно увидеть интересное: облака приобретают причудливую форму, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях... Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят.

Какими, вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

_______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимное сотрудничество-залог успешного воспитания дошкольника»

Я очень счастлива, что сама жизнь направила меня по педагогической стезе. До 2003 года я работала в школе учителем, с 2003 года  работаю в детском саду «Ляйса...

Круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка."

Реализация здоровьесберегающих  технологий в педагогическую практику.     Приобщение к сотрудничеству детей и родителей с воспитателем по физической культуре....

эссе «Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка»

Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В детском саду нужно создавать условия для реализации индивидуальных способностей ...

"Авторитет родителей - залог успешности семейного воспитания"

Статья посвящена авторитету родителей как одному из важных условий семейного воспитания...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...

Успешный педагог — залог успешного воспитания ребёнка

      Всем известно, что профессия педагога требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для её реализации требуются  огромные интеллектуал...

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направит...