Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей подготовительной группы. Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алгоритма причинно-следственной связи.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей);
  • упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;
  • развивать умения детей осуществлять сравнение двух и более объектов по специфическим характеристикам и признакам;

Развивающие:

  • обогащать и развивать словарный запас детей, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;

Воспитательное:

Воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД по познавательному развитию

с использованием ТРИЗ технологий

для детей подготовительной группы.

Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»

Составила: воспитатель

высшей кв. категории

Горина Н. В.

г. Югорск. 2023 г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алгоритма причинно-следственной связи.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей);
  • упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;
  • развивать умения детей осуществлять сравнение двух и более объектов по специфическим характеристикам и признакам;

Развивающие:

  • обогащать и развивать словарный запас детей, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;

Воспитательное:

Воспитывать любовь к родному языку.

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Активные виды деятельности:

  •  игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
  •  коммуникативная деятельность: беседа
  •  познавательно-исследовательская деятельность: установление причинно-следственных в процессе заполнения морфотаблицы.

Материалы и оборудование:

интерактивная доска для демонстрации модели таблиц, энциклопедия.

Предварительная работа: 

работа со справочными таблицами, анализ ситуаций, в которых дошкольники сами устанавливают причинно-следственные связи.

Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):

Этап занятия (структурные компоненты деятельности)

Действия участников НОД

Деятельность педагога

(содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д)

Деятельность детей

(действия, примерные ответы)

Время

1

Вводная часть.

7 мин.

1.1

Организационный момент

- Проходите        ребята, давайте поздороваемся с гостями. Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

- Давайте поделимся добром друг с другом!

- Я отдаю свою частичку добра тебе…!

- Теперь мы стали еще добрее.

Дети        встают вокруг воспитателя.

-Мы большие, послушные, добрые….

1 мин.

1.2

Мотивация. Организация

направленного внимания.

Художественное чтение.

- Послушайте отрывок из

произведения

С.Я. Маршака:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник….

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- О каком месяце?

-        О весне.

-        Месяц март.

   

1 мин.

1.3

Погружение в тему.

Интерактивная игра        с морфотаблицей.

- Ребята, посмотрите на таблицу. В верхней строке я расположила названия времен года. А в первом столбце - 3 королевы природы, назовите их.

Работа с интерактивной доской.

- Королевы Живой и Неживой природы и Королева Рукотворного

мира.

5 мин.

- Внизу под таблицей - картинки с изображениями объектов и явлений. Нужно разместить эти картинки в ячейки таблицы,

соотнося их с временем года и принадлежностью к миру природы или рукотворного мира.

- Например, валенки. В каком сезону они нужны? К миру природы или к рукотворному миру относятся?

Дети совместно с воспитателем заполняют морфотаблицу.

- Валенки нужны зимой - это 1-ый столбик

морфотаблицы, к миру рукотворных объектов - это

3-я строка.

Морфотаблица.

2

Основной этап.

20 мин

2.1

Постановка детьми цели.

Коммуникативная игра

«Все в мире перепуталось»

- Ребята, скажите, верно, ли утверждение:

1. «Началась капель, поэтому наступила весна».

2. «У меня промокли ноги, поэтому появились лужи».

- Мы с вами на прошлых занятиях выяснили, что все в мире происходит закономерно.

- Что нужно знать, чтобы доказать, верно ли утверждение или неверно?

- Что будет причиной, а что следствием в моих утверждениях? утверждения не верны?

- Какое правило мы знаем?

- Что же нужно узнать, доказывая, что утверждение верно?

- Итак, чтобы доказать верность утверждения нужна таблица причинно-следственных связей. А чтобы ее заполнить нужно вспомнить правило (алгоритм) установления причинно- следственных связей.

-Нет,         эти утверждения неверны.

- Нужно выяснить причину, почему произошло то или

иное явление.

1. Причина        - весна, следствие - капель.

2. Причина        - лужи, следствие - ноги промокли.

- Сначала появляется причина, а потом следствие.

- Как причина влияет на следствие?

1. Выбираем объект.

2. Находим        причину и следствие.

3. Ставим        мостик с использованием

«помощников».

4. Составим предложение.

5 мин.

2.2

Динамическая пауза

Физкультминутка

- Если нравится тебе, то делай так (кулачок правый попеременно левый накрыть раскрытой ладонью).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно правый/левый кулак с оттопыренным большим пальцем приставить раскрытую ладонь).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно: левая рукой дотронуться до носа, правая до левого уха).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Дети        встают вокруг воспитателя.

2 мин.

2.3

Познавательно-

исследовательская

деятельность.

Заполнение морфотаблицы

информацией из

энциклопедии.

- С приходом весны пробуждается природа.        В живой        природе        –

просыпается медведь. Попробуем разобраться, а почему медведь зимой спит?

- Какие разновидности медведей вы знаете,

- Ребята, как вы думаете, а все ли медведи спят?

- Чтобы получить точный ответ на этот вопрос, нам помогут таблица и дополнительная информация из

энциклопедии о корме медведей.

-Медведь        бурый, белый медведь, панда.

Дети        дают варианты

ответов. Затем педагог читает факты        о корме

медведей из энциклопедии.

На морфотаблице: по вертикали – виды медведей, по горизонтали – виды

корма. При заполнении таблиц соотнести        вид медведя и корм, которым он питается, заполнить ячейку – «впадает в спячку или нет».

8 мин.

2.4

Коммуникативная деятельность.

Работа с таблицей причинно-следственных связей.

- Посмотрите на заполненную таблицу. Назовите, какие разновидности медведей впадают зимой в спячку.

- От чего зависит, что одни виды медведей зимой не спят, а другим необходимо спать?

- Какую причинно-следственную связь мы установили?

- Давайте за схематизируем наше высказывания в таблице причинно-следственных связей, используя символы.

- В спячку впадает зимой бурый медведь. Белый медведь и панда - не впадают.

- От количества корма.

- У медведя есть достаточно корма, поэтому она не впадает в спячку. Зимой отсутствует нужное количества корма, поэтому медведь впадает в спячку.

- Корм – причина, спячка – следствие.

5 мин.

- Составьте по схеме предложение, используя «слова - мостики»:

«поэтому», «потому что».

- По какому признаку произошло это следствие?

- «Зимой пищи становится меньше, поэтому медведь впадает в спячку».

- «Медведь впадает в спячку, потому что зимой пищи становиться меньше»

3.

Заключительный этап.

3 мин.

3.1

Рефлексия

Почему бурые медведи впадают в спячку?

- Можно ли объяснить любое происходящее событие        или явление? Как?

- Зимой для бурых медведей недостаточно корма.

- Установить причину, выяснить следствие.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствам...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».

Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Зимушка - Зима»

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации детей средней группы через создание интерактивной игры.Задачи:Образовательные: ·           о...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «В гости к Лесовичку»

Цель: создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение сист...