Конспект познавательной деятельности с использованием интерактивной технологии «калейдоскоп подсказок» с детьми подготовительной к школе группы на тему «Книга – источник знаний»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баталова Анна Борисовна

Цель: Расширять представления детей о книгах, используя интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок». Уточнять знания о том, что такое «библиотека» и кто  в ней работает. Совершенствовать  диалогическую и монологическую формы речи. Формировать  умение внятно и отчётливо  произносить слова и сочетания с естественной и выразительной интонацией. Активизировать познавательную  деятельность. Воспитывать интерес и любовь к книге, как к источнику знаний. Подвести  детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_istochnik_znaniy_kaleydoskop_1.docx144.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности

 с использованием интерактивной технологии

 «калейдоскоп подсказок»

 с детьми  подготовительной к школе  группы

на тему «Книга – источник знаний»

Цель: Расширять представления детей о книгах, используя интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок». Уточнять знания о том, что такое «библиотека» и кто  в ней работает. Совершенствовать  диалогическую и монологическую формы речи. Формировать  умение внятно и отчётливо  произносить слова и сочетания с естественной и выразительной интонацией. Активизировать познавательную  деятельность. Воспитывать интерес и любовь к книге, как к источнику знаний. Подвести  детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно.

Интеграция ОО:

Социализация: воспитывать привычку следовать правилам культуры общения, умение работать в коллективе.

Здоровье: прививать стремление к здоровому образу жизни.

 

Предварительная работа:

  • Чтение стихов, рассказов, сказок.
  • Разучивание стихотворений, потешек, считалок.
  • Рассматривание иллюстраций книг.
  • Беседы на темы «История создания  книги», «Откуда пришла книга» (чей труд вложен в подготовку книг), «Как надо относится к книге».
  • Изготовление книжек-малышек  в подарок детям младших групп.
  • Рисование по содержанию произведений.
  • Игры «Изобрази героя», «Узнай, из какой я книжки» и другие.

Взаимодействие с родителями:

  • Посещение библиотеки.
  • Совместные чтения книг.
  • Рисование по содержанию  литературных произведений.
  • Посещение спектаклей.
  • Подготовка спектаклей к участию в них вместе с детьми.

 Материал:  

Ход деятельности:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

- Как вы думаете, что же это? Поможет вам узнать кроссворд, если вы его отгадаете.

431580066.jpg

scissors.png

slide0024_image022.jpg

0_7511b_b64d15df_L.jpg

photos0-800x600.jpeg

- Конечно, это книга – самый важный друг человека. А без друга жить нельзя.

- Для чего нам  нужны книги?

(чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе,

 быть умнее…)

- Верно, поэтому книги так необходимы человеку.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

 Будешь вчетверо умней.

-О ком это?.. Конечно о ней, о книге.

- А знаете ли вы, кто делает книги?

                                                          (люди)

- Через книги взрослые передают свои знания другим. В том числе и вам. Сколько книг вам прочитано дома и в детском саду.  Наверняка, у каждого из вас есть свои любимые книжки.

Игра «Узнай и расскажи»

- Герои произведений не могут вернуться в свою книгу – потерялись. Нужно им помочь. Вы должны взять  «персонаж» (на картинке) из произведения, определить, из какой он книги и кратко рассказать о ней: как называется, кто автор, о чём книга и поместить героя в свою книгу.

(3-4 знакомые детям книги)

- Скажите, пожалуйста, где можно встретить много книг. Где они хранятся?

        ( в библиотеке)

- Знаете ли вы, что означает слово «библиотека»?

(библио - книга, тека - хранилище, хранилище книг)

- Книги в библиотеках не только хранятся. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно, или читать прямо там, в читальном зале.

- Кто работает в библиотеке?

        (библиотекарь)

-А мы – читатели. И сейчас поиграем в библиотеку.

Игра в библиотеку.

«Мы -  читатели. Вера  будет библиотекарь. Надо к ней обращаться так:

- Я хотел бы прочитать книгу…

- Можно ли найти в вашей  библиотеке книгу…

- Найдите мне, пожалуйста, книгу…

- Выберите мне, пожалуйста, книгу про кораблик.

- Какое слово надо всегда говорить, если что-то просишь?

                                                                                      ( пожалуйста)

- Когда входишь?

                 (здравствуйте)

-Когда  уходишь?

        (до  свидание)

Игра начинается. Идёт диалог между детьми. Библиотекарь выдаёт книги, советует, напоминает.

этапы

деятельность  воспитателя

деятельность детей

мотивационный

- Все ли книги одинаковые?

-Да, книг  очень много  и все они разные.

- Давайте вместе  соберём информацию о книгах.

Дети соглашаются.

организационный

- А поможет  нам  в этом  кубик подсказок.

- Но сначала  я предлагаю вам  поделиться на пары.

- Сколько пар получилось?

-Очерёдность бросания кубика определим по жребию.

- Каждой паре даны задания.

- Чтобы дело у нас спорилось, предлагаю вспомнить правила общения в группах.

Дети распределяются по парам по взаимной симпатии.

Четыре пары.

Дети из коробочки берут фишки с номером. Бросают кубик в соответствии с номером, получают задание.

Дети перечисляют правила с помощью рисунков-подсказок.

деятельностный

- А сейчас «сядем рядком и поговорим ладком» О чём будем собирать информацию?

- Приступайте к обсуждению. Договоритесь, кто из вашей пары начнёт знакомить нас с информацией.

- Излагать информацию вам поможет  алгоритм  (на доске).

 

Дети рассаживаются

и  обсуждают.

Дети обмениваются информацией, согласно алгоритма:

«Книга имеет обложку, страницы и переплёт. Обложка придаёт книге нарядный вид и защищает её от повреждений. По обложке книги можно узнать,  о чём книга, как она называется и кто автор. Какой художник оформлял книгу, можно узнать  по рисункам в книге.

Книги бывают большие и маленькие, толстые и не очень, в твёрдом переплёте и мягком.

Книги могут быть прямоугольные и квадратные, в виде плоской фигуры животного, дерева и другого предмета.

Есть книги для взрослых,  и есть  книги для детей. Детские книги оформляются яркими  иллюстрациями-картинками. Печатают книги на бумаге.

А раньше люди, все, что сочиняли, записывали на глиняных табличках, бересте, папирусе. необходимо  было много времени, чтобы написать книгу вручную. Такие книги читать и хранить  было неудобно.

Книга помогает людям в работе, учёбе, отдыхе.

Много интересного, полезного и нужного узнаёт человек из книг. О животных и растениях, о стране, о людях, о науке, о технике и др.  По книгам учатся, ставят спектакли, снимают кино.  С книгами надо обращаться аккуратно, беречь, чтобы их могли почитать другие люди.  Если книга  попадёт в воду, то может испортиться. Если книгу долго читать, можно испортить зрение и осанку. Может заболеть голова, ухудшится настроение».

Итоговый

-Молодцы, как много вы рассказали о книге. Но может быть нам отказаться от чтения книг, зная, что это вредно для здоровья?

Нет. Без книги на свете не прожить. Просто надо соблюдать некоторые правила:

- читать книгу сидя за столом;

- при хорошем освещении;

- читать не долго.

- А  хотите, я научу вас, как снимать усталость с глаз после чтения.

  1. Поморгайте глазами (10 раз), зажмурьтесь, расслабьтесь. Повторите 5- 6 раз.
  2. Не поворачивая головы, посмотрите сначала влево, потом  вправо, вверх-вниз. Повторить 4-6 раз.
  3. Посмотрите на свою ладошку. Затем на дальний пейзаж за окном. Снова на ладошку и опять – за окно. Повторите несколько раз. Закончить взглядом вдаль.
  4. Пальчики рук сложить решёткой, посмотреть сквозь неё 10-15 сек.
  5. Согрейте ладошки, потерев их друг о друга. Закройте глаза, прикройте их ладошками.

- Я принесла вам новую книгу. Посмотрите, какая она красивая, чистая. А всегда ли книги остаются такими?

- Что нужно сделать, чтобы книги долго служили людям?

        (беречь их)

-А я знаю, что  есть дети, которые не  берегут  книги. И сейчас я зачитаю обращение книг ко всем девчонкам и мальчишкам:

  1. Не бери нас грязными руками – мы будем в пятнах и нам будет стыдно.
  2. Не перегибай наш переплёт: мы можем потерять самые интересные странички.
  3. Пользуйся закладкой и не загибай  наших страниц, они порвутся.
  4. Не рисуй на наших страницах ни рукой, ни карандашом: твоим  друзьям трудно  будет нас читать.
  5. Мы любим чистоту, но боимся воды: защищай нас от воды и снега.

-Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять.

-К любым книгам – и к своим и к тем, которые дают вам  почитать друзья – надо относится бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме семейной гостиной на тему «Любите книгу - источник знаний» в старшей группе

Убедить родителей в важности семейного литературного образования  и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге....

Консультация для родителей на тему: «Книга - источник знаний»

Книга - источник обогащения  всех сторон речи ребёнка.   Книга - источник знаний и размышлений детей на   разные   темы....

Конспект непосредсвенно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ "Книга - источник знаний"

Конспект непосредсвенно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ "Книга - источник знаний"...

Конспект НОД " Книга- источник знаний"

Цель образовательной деятельности: развивать диалогическую и монологическую связную речь.Задачи: Образовательные:Учить подбирать синонимы и фразы, сходные по смыслу;Учить внятно и отчетлив...

Проект Совместной деятельности воспитателя, детей и их родителей на тему: «Книга – источник знаний»

ПроектСовместной деятельности воспитателя, детейи их родителейна тему: «Книга – источник знаний»...

Консультация (подготовительная группа) на тему: «Книга - источник знаний».

Книга - источник обогащения всех сторон речи ребёнка. Книга - источник знаний и размышлений детей на разные темы....

Конспект занятия "Книга - источник знаний. Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Буккроссинг - книгообмен,книговорот - увлекательное современное движение, вызывающение интерес и у взрослых и у детей. Дошкольники с большим энтузиазмом воспринимают новую "игру", вовлекая в...