конспект НОД ОО Познавательное, Речевое развитие по теме: "Светит свет в окошке" Ознакомление с истоками русской народной культуры для детей среднего возраста с 4-х до 5-ти лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Познакомить с предметами обихода деревенской избы (лучина, свеча, керосиновая лампа, фонарь)

Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetit_svet_v_okoshke-sr.gr_._22g.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект НОД

ОО Познавательное развитие, речевое развитие

По теме: « Светит свет в окошке »

Ознакомление с истоками русской народной культуры

для детей среднего возраста

с 4-х-5-ти лет

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А. Демидова

                                                      Озёрск, 2022 год

Содержание. Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой, фонарём, подсвечником. Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло». Дидактическая игра «Найди и назови предмет».

Цель. Познакомить детей с предметами обихода деревенской «избы».

(лучиной, свечой, керосиновой лампой, фонарь).

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с истоками русской народной культуры, предметами обихода деревенской «избы».

Развивающие:

Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры.

Интеграция областей:

  • Познавательное развитие  — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
  • Социально – коммуникативное развитие  — развитие общения ребёнка и взрослого.
  • Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.
  • Художественно – эстетическое развитие  — становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию физминуток.

Приёмы:  

наглядный

словесный

вопросы к детям

поощрение

индивидуальная работа

обобщение

использование мультимедиа.

Активизация словаря: лучина, свеча, керосиновая лампа, подсвечник, керосин, парафин, электричество, фонарь.

Ход занятия.

Дети заходят в «избу», усаживаются на лавки полукругом.

—  Ребята, сегодня на занятии я вас познакомлю с предметами старины – лучиной, керосиновой лампой, свечой, подсвечником, фонарём.

На экране появляется фотография лучины. (Слайд  №  1)

—  Прошло много – много лет. Чтобы по вечерам было светло в доме, люди зажигали лучину.

Лучина – это просто щепочка, от полена отщепленная, длинненькая и тоненькая. От лучины, конечно света чуть – чуть. Но люди и лучине были рады. От печи тепло, от лучины свет.

Обращаю внимание детей на свечу. (Слайд № 2)

— Дети, кто знает, что это такое?

Ответы детей.

— Правильно. Это  —  свеча, а сделана она из парафина. Скажем вместе  —  парафин.

Свеча горела ярче лучины, но от неё было душно. Свечи ставили в подсвечники.

На экране появляется керосиновая лампа. (Слайд № 3)

— Ребята, вам известен этот предмет? Как он называется?

Ответы детей.

 — Правильно! Это керосиновая лампа.

 —  Люди из нефти научились делать керосин. И лампы особые придумали  — керосиновые. Огонёк стеклом прикрывали, и горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу горит.

 —  Повторим все вместе  —  керосиновая лампа.

Обращаю внимание детей на экран. На экране фотография фонаря. (Слайд № 4)

 — Дети этот предмет называется — фонарь. Фонари использовали обычно на улице. Чтобы ветер не задувал огонь, фонарь сверху закрывали специальной крышкой.

В настоящее время мы пользуемся электрическими лампами. (Слайд № 5)

Физминутка «Погаси свечку».

Чтение  рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло».

 Дидактическая игра «Найди и назови предмет».

Дети на полке находят предметы старины и называют его. (Керосиновую лампу, подсвечник, свечу, лучину)

Итог занятия.

 — Ребята, скажите, пожалуйста, с какими новыми предметами мы познакомились?

Ответы детей. Благодарю за ответы.

Обобщение ответов детей.

 —  Правильно! Это лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа, фонарь, подсвечник.

Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за работу и приглашаю вас ещё в гости в музей «Горенка».

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск  2004г.

Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.

   Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.

Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...