Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Деревья Ставропольского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Зимова Мария Николаевна

Данная образовательная деятельность способствует расширению представлений детей о деревьях, растущих в Ставропольском крае, знакомит со строением деревьев и индивидуальными особенностями некоторых из них, учит сравнивать два дерева по внешним признакам, способствует получению положительных эмоций у детей, от знакомства с природой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_derevya_sk.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Деревья Ставропольского края»

МДОУ детский сад №28   «Колосок» г.Ессентуки

Воспитатель: Зимова М.Н.

2 декабря 2021г.

Программное содержание: расширить представление детей о деревьях, растущих в Ставропольском крае. Познакомить со строением деревьев и индивидуальными особенностями некоторых из них. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам. Способствовать получению положительных эмоций у детей, от знакомства с природой родного края.

Цель:

Формирование представления о природе родного края, развитие первоначальных патриотических  чувств.

Задачи:

  • Познакомить детей с осиной и березой.
  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  •  Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  • Развивать связную речь у детей. 
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: береза, осина, ель, сосна, 
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, хвойный лес, лиственный лес, белоствольная, хвоинки, хвоя.

Предварительная работа: наблюдения за живой природой на прогулке, разучивание стихов о природе, наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций о лесе, знакомство с Красной книгой Ставропольского края.

Материалы к занятию: ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в тарелочках; шишки сосны и ели в контейнерах; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры; раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

1 часть.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали? 
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  
«Нам в дождь и зной поможет друг,
 Зеленый и хороший,
 Протянет нам десятки рук
 И тысячи ладошек».      (Дерево)
- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут  в Ставропольском крае.    Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане».     (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы?  (Осина).
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».      
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. 
- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти  деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья  растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну? 
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. 
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. 
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале,
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки  у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. 
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес.  (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.

- Красивы леса Ставропольского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
- Какие  краски использовал художник в зимнем лесу?
- Синие, белые, голубые.
- В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
- В красный, желтый, коричневый, золотой.
- Как сберечь такую красоту? 
- Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.                              
«- Ты чего скрипишь, береза?
-  Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Ставропольского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки"....

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Занятие по познавательному развитию в средней группе на тему «Деревья. С чьей ветки детки?»

Занятие познавательное, увлекательное.Дети знакомятся с деревьями, о пользе , которую они приносят людям....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Солнце и я"

Конспект НОД предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Деревья"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Деревья"...