«Познавательное развитие детей дошкольного возраста на улице и дома»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Крестникова Марина Владимировна

Подобные мастер - классы формируют у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях; раскрывают важность познавательного развития детей; учит родителей осуществлять экспериментальную деятельность познавательного характера; рассказывают о средствах познавательного развития детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_na_ulitse_i_doma.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

на тему: «Познавательное развитие

детей дошкольного возраста

на улице и дома»

Подготовила

воспитатель

Крестникова М.В.

2023г.

Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.

Задачи:

- раскрыть важность познавательного развития детей;

- научить родителей осуществлять экспериментальную деятельность познавательного характера;

- рассказать о средствах познавательного развития детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Оборудование: три стола. На первом столе: пластилин, шприцы, емкость с горячей водой, картон. На втором столе: кусок пенопласта, листочки обёрточной бумаги, шпажки и тазик с водой. На третьем столе: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги, емкость с водой. Прозрачные одноразовые стаканчики, фасоль, вата.

Ход мастер-класса

Уважаемые родители! Часто можно наблюдать такую картину: Родители  вышли с ребёнком погулять. И вот, что мы слышим: «Отойди от горки, она грязная. Не лезь в лужу. Выброси палку. И вообще выйди из песочницы, наберешь полные сандалии песка».

Особое значение для развития личности дошкольника играет разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. На улице он поднимает камни, ходит по луже, садится в мокрый песок. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом, ребенок познает мир, изучает свойства материалов.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост. Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления.

Давайте проведем небольшой опрос, чтобы узнать, интересен для вас наш мастер-класс:

Поднимите руки те, кто:

Разрешает детям играть в песке?

Чьи дети любят играть у воды?

Кто требовал, чтобы ребенок отошел от лужи?

Кто предложил ребенку побросать камушки в воду?

У кого есть дача?

А теперь опустите те, кто:

Не разрешает ребенку копаться в земле?

Кто пускал вместе с ребенком кораблики в луже?

Кто ругал ребенка за то, что он испачкался на улице?

Кто вместе с ребенком месит тесто и лепит пирожки?

Поднимите руки те, кто считает, что ребенку полезно познавать мир экспериментальным путем?

Итак, мы видим, что все родители разные. Кто-то следит за чистотой ребенка в ущерб его познавательному развитию. А кто-то может предложить ребенку капать каналы возле лужи, чтобы вода протекла дальше. Ну и что, если ребенок немного испачкается. Зато это так интересно, пускать в луже самодельные кораблики с парусами, которых гонит ветер сначала к одному берегу, а затем к другому.

Нет, я вовсе не призываю растить детей грязнулями. А только дать им шанс на познание этого огромного и увлекательного мира. Ведь, когда вы работаете на даче, у вас тоже пачкаются руки и брюки. Вы же не ругаете себя?

Кстати – познавательное развитие на даче детей – это тоже очень полезно. Если у вас нет дачи, заведите хотя бы огород, где ребенок сам будет сеять семена редиски, а потом выдергивать ее с красным плодом на конце. Так ребенок узнает, как растут овощи. И на даче необходимо дать волю и самостоятельность ребенку: «Вот твоя грядка. Вот твоя лопатка. Смотри, как делает мама и делай сам». Только так. А не так: «Не топчи грядку. Дай сюда. Сколько раз я тебе говорила…» Нет. Так нельзя. А возле грядки обязательно прикрепите табличку с этикеткой редиски. Чтобы ребенок знал, что это его грядка. Потому что в следующий раз, когда вы приедете, малыш сможет не найти его грядку.  А вы как считаете? Вы согласны со мной?

Родители обмениваются мнениями.

Предлагаю перейти к практической части. Вы сидите за тремя столами.

Давайте рассмотрим, как можно организовать игры с целью познавательного развития детей. Хорошим средством является эксперименты – это очень увлекательное дело.

Вам предлагается выполнить несколько практических экспериментов.

1 стол - эксперимент «Цветные спагетти».

У вас на столе: пластилин, шприц, емкость с горячей водой, картон.

Подумайте, как с помощью этих средств можно приготовить цветные спагетти. И придумайте, как можно их использовать для создания объемных картин из пластилина.

2 стол - я предлагаю сделать что-то. Отгадайте что? У вас на столе: кусок пенопласта, несколько бумажек, палочки и тазик с водой. Что можно сделать из этих предметов?

Верно, кораблик. Выполняйте. Посмотрим, у кого получится самый лучший кораблик. А у кого самый быстроходный.

3 стол - предлагаем провести ряд экспериментов с водой. Посмотрите на предметы: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги. Емкость с водой.

Опыт 1. Берем лист бумажного полотенца, складываем по полам.  В нижней части листа рисуем рисунок фломастерами. Закрываем другой половинкой. Опускаем рисунок в воду и наблюдаем за проявлением цветного изображения на белой поверхности.

Опыт 2: «Цветы в воде». Бумажные цветы с согнутыми краями помещаем в емкость с водой. Наблюдаем, за лепестками.

Родители делают вывод.

Теперь предлагаю подвести итоги вашей работы. Расскажите, что вы делали, покажите другим родителям.

Родители демонстрируют свои результаты.

Вопрос к 1 столу: как вы сделали цветные спагетти?

Ответ: пластилин разогрели, поместили в шприц, нагрели с помощью горячей воды.

Вопрос ко 2 столу: какие вы изготовили кораблики? Дули вы на них? Что наблюдали? Как вы думаете, почему кораблик с парусом плывет дальше, нежели бумажный кораблик?

Вопрос к 3столу: какие вы делали опыты? Почему лепестки у цветка раскрылись?

Обмен мнениями.

Вопросы:

Какие еще эксперименты с водой можно придумать?

Какую игру можно предложить ребенку у воды, чтобы развить его познавательные способности?

Друзья, экспериментировать можно не только с бросовым материалом, но и с природным. Сейчас мы узнаем как неживая природа помогает живой природе.

Что такое неживая природа?

Что такое живая природа?

Ответы гостей…

Мало кто из вас видел, как из маленького семечка появляется растение а затем плоды (например, фасоль) Предлагаю вам рассмотреть семена. Какие они?

Гости перечисляют характеристики (форма, цвет, величина, размер и т.д.).

Обратите внимание, что семена сухие, они лежат себе и с ними ничего не происходит. Затем их высаживают в почву и из них вырастают зелёные растения.

Как вы думаете, что помогает семенам ожить и превратиться в растение?

Конечно это вода! Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

А только ли вода нужна для прорастания семян фасоли? Им ещё необходимы свет и тепло.

Проводится эксперимент с проращиванием семян.

Итак, уважаемые родители. Играйте вместе с детьми в познавательные игры. Изготавливайте их совместно с вашим ребенком. Пусть малыш проявит творчество, фантазию. Поощряйте его стремление к самостоятельности. На этом наш мастер-класс подходит к концу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста на улице и дома»

Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.Задачи:- раскрыть важность познавательного развития детей;- научить родителей осущ...