Конспект совместной деятельности в старшей группе «Лесные обитатели-насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал поможет сформировать представления о развитии насекомых,  их характерных признаках, о зависимости их окраски от места обитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Антошка».

Конспект совместной деятельности в старшей группе

«Лесные обитатели-насекомые»

Составитель: Ставерская А.В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Антошка»

Г. Тулун-2016 год

Самоанализ совместной деятельности

«Лесные обитатели – насекомые»

( Старшая группа)

Воспитателя: Ставерскаой А.В.

Цель: Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире.

Задачи: Формировать представления о развитии насекомых, их характерных признаках, о зависимости их окраски от места обитания. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Программное содержание совместной деятельности соответствует возрасту детей, их жизненному опыту. В соответствии с целью и содержанием были использованы разнообразные методы: словесный, наглядный, практический; игровые приёмы – загадки, дидактическая игра, релаксация.

В ходе образовательной деятельности решались задачи области познания, в интеграции с областями коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.

Совместная деятельность была организована в игровой форме, вводная часть направлена на создание положительного эмоционального настроя, введён игровой персонаж, что способствовало устойчивому вниманию на протяжении всего времени. Все этапы совместной деятельности были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели.

Время каждой части образовательной деятельности распределено рационально, осуществлялась смена динамических поз, что позволило предотвратить утомляемость. При переходе с одного вида деятельности на другой, для поддержания интереса использовала технические средства обучения, которые способствовали созданию благоприятной атмосферы.

На протяжении всей деятельности поддерживала контакт с детьми.

Анализируя проведённую деятельность, считаю, что поставленные цели и задачи были успешно выполнены.

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Лесные обитатели-насекомые»

Познавательное развитие (старшая группа)

Цель: Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире.

Задачи:

* Формировать представления о развитии насекомых, их характерных признаках, о зависимости их окраски от места обитания.

* Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.

.*Обогащать словарь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

*Способствовать развитию положительных эмоций

Материал: Письмо, карта, полянка, конверт, луговые и полевые цветы, иллюстрации насекомых, схема развития бабочки, разноцветные листы бумаги, трафареты насекомых, карандаши.

Ход совместной деятельности:

Приветствие гостей.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Скажите мне вы хотите познакомиться с новой игрой?

Тогда встанем в круг. Давайте по очереди скажем, чего мы желаем себе?

(не болеть, не драться, быть добрыми, красивыми, умными, послушными, чтобы всегда было хорошее настроение).

Воспитатель: А теперь давайте всё хорошее, что мы сейчас назвали, соберём в ладошки и положим в волшебную шкатулку, что бы наши добрые слова были с нами.

Совсем забыла, утром почтальон принёс письмо.

Хотите узнать от кого оно? (Распечатывает, читает).

«Дорогие дети, обращаюсь к вам за помощью. Злой Волшебник заколдовал моих друзей насекомых и мне грустно без них. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания, с помощью карты вы найдёте их. Помогите мне. КУЗНЕЧИК»

Воспитатель: хотели бы вы ребята помочь кузнечику?

Воспитатель: Интересно, а где же обитают насекомые? Значит отправляемся в лес, и нашу шкатулку с добрыми словами, мы возьмем с сой, я думаю она нам пригодится. Чтобы оказаться в лесу, вам нужно закрыть глаза, а я скажу волшебные слова.

(Audio track 01)

«Лес как дом, для всех открыт, он зелёной крышей крыт. Коль с добром пришёл в тот дом, чудеса увидишь в нём.»

Открываем глаза. Вот мы и в лесу. (слайд 1).

Будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет нам свои секреты. Идите за мной.

Дружно за руки возьмёмся,

По дорожке мы пройдёмся,

Все шагаем не спеша,

Дружно ножками шурша,

А теперь мы побежим,

По тропинке поспешим,

Вот мы и остановились,

На полянке очутились.

Присядем на полянку, послушаем звуки леса.

(Звучит аудио запись «Звуки леса»).

Дети, а вы знаете, кто живёт в лесу?

Скажите, каких насекомых вы знаете? Возможно это друзья кузнечика.

Воспитатель: Нам нужно помочь кузнечику освободить его друзей насекомых, что-то я их здесь не вижу на полянке, куда исчезают насекомые, если наступили холода?

Воспитатель: Нам нужно расколдовать маленьких жителей полянки - насекомых, для этого мы должны выполнить задание по карте, давайте рассмотрим её. Стрелочка указывает на цветок, ромашку. (Дети ищут среди полевых цветов ромашку, на ромашке задание).

Воспитатель: Задание:

Назовите насекомых, которые летают по воздуху, ползают по земле, прыгают по травинке.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Следующее задание, как показано на карте, мы найдём на березовом пеньке.

Мы должны поиграть в игру – «Хорошо - плохо».

Насекомые - это хорошо, почему?

Потому что - это корм для птиц, они собирают пыльцу с цветов, опыляют растения, дают мёд, пауки и бабочки ткут нити из которых получают шёлк. (Ответы детей).

Насекомые - это плохо почему?

Потому, что они вредят лесу: проникают под кору деревьев и объедают ствол, едят листья растений, саранча, кузнечики съедают посевы, червяки, тля, клопы портят плоды деревьев.

Воспитатель: Что было бы, если бы исчезли все насекомые?

А что было бы, если бы ты превратился в муравья? С кем бы ты подружился? Кого бы ты боялся? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодец твои ответы правильны. Посмотрим на карту, где мы найдём следующее задание? (под ёлочкой).

Воспитатель: Смотрите здесь загадки, чтобы их отгадать, вам нужно быть очень внимательными. (Как только дети отгадывают загадку, на мониторе появляется картинка угаданного насекомого).

*Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

(Жук-олень)

*Спинка в веснушках,

Ах, как неловко

И покраснела …(Божья коровка).

*Жу -жу- жу,

Жу- жу- жу,

Я на ветке сижу,

И звук Ж всё твержу.

(Майский жук).

*Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет.

(Муха).

*На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик).

Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали.

Как можно назвать их, одним словом?

(Насекомые).

Воспитатель: Смотрите, вот и наш кузнечик. (На мониторе появляется кузнечик с записью разговора).

Кузнечик: Здравствуйте дети, я очень рад, что вы пришли на помощь.

Скажите, нравятся ли вам чудеса? (Да).

Кузнечик: Тогда послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми.

Чудо-это то, что жуки, мухи, бабочки, никогда не бывают малышами.

Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например бабочка.

(Демонстрирует схему развития бабочки на мониторе).

Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке пленка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт время, крылья обсохнут и бабочка полетит. Бабочки не просто украшают луга и поля, но и приносят пользу, они как пауки ткут тончайшие нити, из которых потом получают натуральный шёлк.

Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать.

Разминка: Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит,

Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз…и назад спешит.

Кузнечик: Мне было весело с вами, спасибо вам за помощь, а теперь пора к друзьям, до свидания.

Воспитатель: Есть ли у насекомых враги?

Кто?

А вы хотите узнать как насекомые спасаются от врагов? Тогда давайте присядем на полянку и внимательно рассмотрим картинки.

Посмотрите на окраску насекомых. Почему кузнечик зелёный?

Почему жук-олень коричневый? А что мы можем сказать о бабочке? А о гусенице?

Зачем им нужна такая окраска?

(Защищаться от врагов, прятаться).

Воспитатель: Посмотрите на божью коровку, она такая яркая. Её хорошо видно и в траве и на коре дерева. Любая птица её заметит, где же ей спрятаться? (Предположение детей).

Воспитатель: Оказывается божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов.

В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она яркая, чтобы все видели, есть её опасно!

Воспитатель: Почему не надо трогать божьих коровок, насекомых?

Воспитатель: Насекомых нельзя обижать, но ими можно любоваться; интересно смотреть, как они летают, прыгают, слушать, как они жужжат.

А теперь маленькие жители полянки хотят поиграть с вами в прятки. Хотите? Вам нужно взять насекомое (трафарет) и спрятать его, т.е. поместить трафарет на тот лист, на котором насекомое не будет заметным и обвести его карандашом.

Воспитатель: Вы хорошо спрятали своих насекомых?

Они сидят на листах, такого же цвета, как и сами. Позже из этих листов, можно будет сделать книжку, придумать вместе название, а потом поместить её в ваш уголок природы.

Ну вот мы и расколдовали друзей кузнечика, нам пора возвращаться в детский сад, но прежде чем мы это сделаем, я хотела бы, поделиться с маленькими жителями нашей поляны добрыми словами, которые мы собирали в шкатулку, вы согласны поделиться? Ой, ребята, а шкатулка была не простая, а волшебная, и превратила она наши добрые слова, в конфетти, и для того чтобы нам поделиться с жителями поляны добром, нам нужно взять из шкатулочки конфетти, положить на ладонь, поднести к губам, вытянуть губу трубочкой, сделать глубокий вдох носом, и сильно подуть на ладонь. Получилось? А теперь ребята идите за мной, нам нужно спешить назад в детский сад.

Мы к лесной полянке вышли, поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки,

Вот как долго мы шагали,

И несколько ни устали.

Нам пора возвращаться в детский сад, закроем глаза и я произнесу волшебные слова. (Audio track 02)

«Скажем лесу раз, два, три-в детский сад нас всех верни!»

Итог: Скажите, где мы с вами были?

Кому мы помогли?

О каком чуде рассказал нам кузнечик?

Есть ли у насекомых враги?

Как защищаются от врагов насекомые?

Почему божьей коровке прятаться не нужно?

Вам понравилось наше путешествие?

Молодцы! Вы справились с заданием, за это кузнечик, оставил вам в нашем сундучке небольшие сладкие подарки, а что это за подарки, мы посмотрим в группе. Давайте скажем досвидания нашим гостям, и пойдем в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе: "Лесной гость".".

Занятие для детей 6-7 лет.Цель занятия:-  Закреплять знания детей, об овощах.-  Продолжать учить образовывать  прилагательные от существительных.-  Расширять словарный запас через ...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Сценарий праздника в средней группе «ЛЕСНОЙ ЗОНТИК» (Праздник Покрова)

Оформление зала: зал украшен осенними листьями и композицией из воздушных шаров (тучка с дождем).Дети входят в зал под музыку с листочками и встают полукругом.Ведущая: Какая красивая на Покров осень, ...

Сценарий игровой программы в младшей группе на Святки для младшей группы «Лесные колядовщики

Сценарий игровой программы в младшей группе на Святки для младшей группы «Лесные колядовщики» Историческая справкаСвятые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети х...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Сценарий новогоднего праздника в группе раннего возраста и младшей группе "ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ"

Сценарий новогоднего праздника в группе раннего возраста и младшей группе"ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ"...