Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста путем реализации задач по ознакомлению с природой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Беткер Людмила Владимировна

Формирование у детей осознанно - правильного отношения к объектам природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беткер Л.В.

БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 38» г. Омск

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста  путем реализации задач по ознакомлению с природой

Экологические проблемы в мире и в частности в нашей стране непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности

Таким образом, это и обусловило выбор проблемы исследования, которая и состоит в разрешении противоречия сложившейся в традиционной системе воспитания, когда дети формально получают определенный объем знаний, но не всегда поступают в соответствии  с полученными знаниями.

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу Николаевой С.Н. «Юный эколог».

Главная задача программы - формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними, что соответствует и нашему пониманию решению проблемы по воспитанию духовно-нравственного человека.

Очень важно так же внесение регионального компонента, который предполагает знакомство с природным ландшафтом, именно нашего города, поселка, территории детского сада, участка и т.д.

Таким образом, для решения данной проблемы мы поставили следующие цель

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе

  задачи:

-формировать у детей представления о природе родного края

-формировать у детей познавательные, практические, творческие навыки и умения экологического характера

-воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края  

Согласно поставленным целям и задачам был составлен план мероприятий, направленный на формирование духовно-нравственных основ личности по экологическому воспитанию: беседы и игровые занятия, трудовые задания на огороде, экологические конкурсы, путешествие по экологической тропе, в уголок леса и т.д.

Прежде всего, очень важно было создать благоприятную развивающую среду, которая оказывает большое влияние на духовно-нравственную позицию ребенка. При этом мы учитываем возрастные особенности воспитанников.

 В уголке природы дети ухаживают за комнатными растениями, имеются видеоматериалы, картотека животных птиц, опытов, различные схемы, календарь природы. Детей очень привлекают экологические игры такие как «Правила поведения в уголке леса», «Кто живет на нашем участке», «Кому нужна вода», «Как ухаживать за цветником» и др.

Так же мы самостоятельно разработали конспекты НОД «Лес наше богатство», «Птицы у нас в гостях», «Лекарственные травы» и др.

Очень интересно прошли конкурсы «Лучший рисунок о природе нашего детского сада», «Самый интересный рассказ о жизни животных и птиц  Омской области» и др.

Экскурсии в Парк Победы, в театр кукол «Арлекин» помогли познакомить и приобщить детей к важным достопримечательностям нашего города.

На территории детского сада  есть огород, на котором дети выращивают овощи. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд по поддержанию необходимых условий         для жизни растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени  экологической воспитанности и экологической культуры. Такие задания как «Оказание первой помощи другу (дереву)», «Покорми птиц», «Расставь знаки правил поведения в лесу» и др. формируют у детей бережное отношение к природе, активную жизненную позицию, направленную на охрану окружающей природы.

Дошкольники очень любят уголок экспериментирования, где пользуются  набором материалов для опытов. Простые опыты с водой, воздухом, песком, природным материалом, а так же коллекционирование книг о природе приучают ребенка наблюдать, развивается интерес к окружающему миру.

Чтение художественной литературы так же  помогает сформировать у детей бережное отношение к природе. В своей работе использую произведения Бунина И.А. «Листопад», Городецкий С.М. «Весенняя песенка», Есенин  С.А. «Поет зима аукает…», «Пороша», Пушкин А.С. «Зимний вечер», Бианки В.В. «Тайна ночного леса», Коваль Ю.И. «Русачок-травник», Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб». Так же  использую репродукции картин Левитан И.И. «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна», Юон К.Ф. «Мартовское солнце», Маковский  К.Е. «Дети, бегущие от грозы» и др.

Ведение кружка «Волшебная мастерская», где используется природный, и бросовый материал, является средством образования в сознании дошкольников реалистических знаний об окружающей среде, так же о ее многообразии.

Так же в нашей группе идет активное знакомство дошкольников с «Красной Книгой России». Из книги дети узнали о привычках, индивидуальных особенностях исчезающих животных нашей страны, а так же о животных и птицах  именно нашего региона.  Книга заставляет задуматься дошкольников о будущем нашей Родины, о том что, природу нужно беречь и охранять, происходит развитие способности дошкольников сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Каждую весну в нашей группе мы сажаем «Огород на подоконнике». Дошкольникам очень нравится ухаживать за растениями, видеть, как растения развиваются и делать умозаключения, что для этого нужно делать. Дошкольники так же помогают взрослым на участке, ухаживать за зелеными насаждениями. По итогу мы оформляем газеты, которые очень нравятся как взрослым, так и детям. Газеты так и называются  «Огород на подоконнике», «Огородный подрастай» и др.

Большое значение в формировании экологической культуры сыграли сюжетно - ролевые игры, в которые очень любят играть дошкольники. Это такие игры как  «В огороде», «Юные помощники природы» и др.

Традиционными стали экологические развлечения:  «Город Омск  - наш общий дом», «На нашем участке…», «Птицы на нашей улице…» и др.  Важно в проведении таких мероприятий  не просто воспроизведение дошкольниками  знакомых стихов, музыкальных произведений о природе, но и включенность детей в переживание событий, которые происходят рядом, в зоне ближайшего окружения, в осознание экологических проблем, конечно же, доступных детскому пониманию.

Очень интересно прошла драматизация по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Яблоко». Сначала с дошкольниками мы проработали тему и суть самого произведения, затем они выступили с этой сказкой перед малышами

Так же в своей работе,  я  использую мультимедийные средства: мультфильмы, микрофильмы о природе.

Так же хотелось бы немного сказать о взаимодействии с семьей по вопросам экологического воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить  главную задачу-воспитание духовно-нравственного человека. Важно чтобы родители понимали  воспитательно-образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников.

Мы используем как традиционные формы - родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы, так и нетрадиционные - круглый стол, дискуссии и др.

Все это дает возможность продемонстрировать родителям,  какая работа проводится по экологическому воспитанию, какая может быть нужна помощь от них.

И Родители откликаются - помогают в благоустройстве нашего участка. Были отремонтированы малые формы на участке, песочница. Установлена деревянная машина для игр и др. Родители помогают облагородить участок путем высаживания цветов на участке, таким образом, мы участвуем  в конкурсе «Флора». Родители участвуют в субботниках.

В ходе проведенных мероприятий у дошкольников заложены основы

представлений о природе родного края, так же заложены основы познавательных, практических, творческих навыков  и умений экологического характера. Дошкольники стали более внимательны к окружающей действительности и к друг другу, продолжает развиваться интерес к экспериментированию, родители воспитанников сплотились, стали более активны.

Таким образом, мы закрепили нормы и правила конструктивного взаимодействия с окружающей действительностью, расширили эмоциональный опыт дошкольников, понимание экологических проблем

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром. И, конечно эту работу нужно продолжать.

Список литературы:

1. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей дет. садов и учителей. - Минск:2001.

2. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: метод. рекомендации для дошк. учреждений: М.:1993.

3. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада М.:2002.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологич. воспитания дошкольников. М.:2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию

       На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.         Многие...

Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Проект о  фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...

«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....