Представление опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе 5-7 лет через проектную деятельность»
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Москвитина Светлана Анатольевна

Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет

«Животный мир Иркутской области»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Представление опыта работы по теме

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе 5-7 лет через проектную деятельность»

Подготовила: Москвитина Светлана Анатольевна, воспитатель

1 категории МКДОУ детского сада №2 г.Бирюсинска

Тайшет, 2023г.

В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно–патриотических качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своему Отечеству.

СЛАЙД 2 В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального компонента в системе дошкольного образования, мной был разработан проект «Животный мир Иркутской области», с помощью которого дошкольники получали возможность обогащать и расширять первоначальные знания о типичных представителях животного мира Иркутской области.

Задача педагогов, родителей была сделать так, чтобы эти знания были яркими, незабываемыми. Мы организовали творческую, продуктивную, игровую деятельность детей, в которых ребенок проявлял сочувствие, заботу о животных.

Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет

«Животный мир Иркутской области»

Проблема: Проведя беседу с детьми, удалось установить, что дети проявляют большой интерес к разнообразию животного мира Иркутской области и к озеру Байкал. В ряде бесед у детей выявлены поверхностные знания о разнообразии животного мира, об охране природы Прибайкалья.

СЛАЙД 3 Цель проекта: Создание условий для расширения и углубления знаний и представлений детей о животном мире Иркутской области и охране окружающей среды.

Задачи проекта:

1. Расширить представление детей о разнообразии животного мира, об охране окружающей среды на территории Иркутской области;

2. Развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении животных и их места обитания;

3. Пополнить в группе уголок природы альбомами, созданными родителями и детьми по теме проекта;

4. Научить дошкольников добывать информацию из различных источников и применять ее в различных видах деятельности;

5. Воспитывать чувство любви и уважения к своему краю, к бережному отношению к животным и природе.

6. Включить родителей в образовательный процесс и привлечь в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Этапы реализации проекта.

1. Этап - подготовительный:

- определение темы проекта, задач;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- разработка методических материалов по теме.

-Проведение стартовой беседы с родителями по привлечению к участию в проекте.

2. Этап – основной (практический):

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о разнообразии животного мира и охране природы Прибайкалья.

3. Этап – заключительный:

- оформление результатов проекта;

- изготовление плакатов «Загрязнение окружающей среды»; «Нерпа»; «Омуль»; «Голомянка»;

-изготовление альбома «Красоты родного края»; «Животные родного края», «Байкал – жемчужина Сибири»;

- защита детских исследовательских проектов: «Животный мир Иркутской области», «Охрана окружающей среды».

 - Итоговое мероприятие выставка творческих работ «Как прекрасен этот мир, посмотри».

СЛАЙД 4 Работа проекта началась с бесед. Беседа «Герб и флаг Иркутской области» прошла интересно, дети узнали, что слово «Бабр» обозначало с 15-17 века дикую кошку: пантеру, тигра и леопарда. А в настоящее время на якутском языке «Баабр» был просто амурским тигром и в зубах он несет свою добычу – соболя.

СЛАЙД 5 В беседе «Животный мир» - узнали, какие животные живут в наших лесах (рысь, горный козел, кабан, ласка), кто заботится о диких животных, что такое «Красная книга», почему она так называется, для чего её составили. Все вместе моделировали разные ситуации на темы: «Для чего на планете нужны животные?». Ребята размышляли и давали ответы: «Тогда бы не было у нас домашних животных, цепочка питания бы нарушилась, не было бы санитаров леса» и еще много интересных гипотез было предложено детьми. Дети выстроили и зарисовали цепи питания.

СЛАЙД 6 В рамках проекта ребята лепили и рисовали животных, обитающих в Иркутской области. В ходе занятий по продуктивной деятельности дошкольники лепили нерпёнка и животных Красной книги, рисовали в технике пластилинография «Нерпа и озеро Байкал», красками рисовали «Подводный мир Байкала», «Хозяин леса», «Охрана природы». В технике обрывной аппликации были созданы чудесные работы на тему «Озеро Байкал». В ходе занятий дети развивали мелкую моторику, творческие способности.

В ходе проекта дошкольникам очень нравилось составлять и отгадывать загадки.

Мною были предложены дидактические игры на развитие мышления и логики: «Найди животных нашего края», «Реки и озера», «Третий лишний», «Выкладывание из природного материала контура озера Байкал», «Кто есть кто?», «На суше, в воде и на земле». Полученные знания закреплялись через игру – это наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр просты и соответствовали возрасту детей.

СЛАЙД 7 Дидактическая игра «Чьи следы?», играя в эту игру, дети расширили и закрепили знания о животных и птицах нашего края, развивали логику, зрительное восприятие.

СЛАЙД 8 Дидактическая игра: Игра «Твистер» – подвижная для подгруппы детей. Игра проста и интересна для детей, но мы ее усложнили тем, что на цветных кружках распределяли картинки, каждый раз меняя темы: природа, животный мир. Например, во время игры дается задание детям: «Правая рука – «Нерпа», левая рука – «Озеро Байкал», правая нога – «Лиса» и левая нога – «Лес». Дети с большим удовольствием выполняю команды, тем самым закрепляем знания животный и растительный мир Прибайкалья, а так же закрепляли ориентировку в пространстве.

Часть этих игр были изготовлены совместно с родителями, специально ориентированных для выполнения задач по патриотическому воспитанию дошкольников.

СЛАЙД 9 С большим удовольствием дети смотрели презентации «Спасем озеро Байкал», «Нерпа», «Подводный мир рек и озер Иркутской области», «Защита окружающей среды». Читали произведения наших сибирских авторов: С. Н. Агеевой «Нерпенок»; М. Д. Сергеева книга «Море синее – Байкал» в этой книге подобраны разные рассказы о природе, красоте озера Байкал и животных Приангарья. Эти книги нашли родители и распечатали их для чтения. После чтения произведений воспитанники отвечали на вопросы, размышляли о понравившихся героях произведений. Так как художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

СЛАЙД 10 В конце проекта детям было предложено защитить свои исследовательские проекты: «Животный мир Иркутской области». Ребята рассказали о животных, обитающих в сибирских лесах и животных, занесенных в Красную книгу. Вставили в свой проект фотографии с посещения озера Байкал. Участвовали во всероссийском конкурсе проектов и заняли призовые места.

СЛАЙД 11 Пополнили уголок природы альбомами «Животные родного края», «Байкал – жемчужина Сибири» и плакатами «Загрязнение окружающей среды»; «Нерпа»; «Омуль»; «Голомянка», наборами дидактических игр сделанные родителями совместно с детьми.

Так приятно слышать из уст ребенка слова «Это мы с мамой и папой сделали!», значит, совместная работа педагога, родителей и детей была слаженной. Укрепились партнерские отношения между педагогами и семьями воспитанников, повысился уровень осознания родителями необходимости патриотического воспитания.

СЛАЙД 12 В подведении итога проекта прошла выставка детского творчества «Как прекрасен этот мир, посмотри», альбомов на тему проекта «Животные родного края», «Байкал – жемчужина Сибири», плакатов «Загрязнение окружающей среды»; «Нерпа»; «Омуль»; «Голомянка».

В результате проекта: У детей сформировалось и обогатилось представление о животном мире Прибайкалья, озере Байкал и его обитателях. Дети узнают животных по внешнему виду, по следам, знают, где они живут, чем питаются, как называются. Пополнился словарный запас детей (омуль, нерпа, голомянка, белёк, Красная книга, защита окружающей среды). Дети стали более любознательными.

СЛАЙД 13 Ребята сделали доску «Достижений» в знании животного мира Иркутской области, озера Байкал и охране окружающей среды.

В дальнейшем я планирую продолжать работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию через проектную деятельность на разнообразные темы по изучению регионального компонента, так как работа эта увлекательная, эмоциональная и мотивирующая каждого ребенка получать новые и интересные знания, вызывающие чувство патриотизма и любви к родному краю.

Проект решения:

1. Использовать в работе представленный опыт проектной деятельности.

2. Рекомендовать использовать в работе предложенную подборку дидактических игр и игровых заданий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...

Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...

Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...

Представление опыта работы по теме " Нравственно-патриотическое воспитание детей в режимных моментах"на ГМО "Воспитание любви к малой Родине"

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время Россия переживает один из непр...

Выступление из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной к школе группе»

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку...