Конспект занятия "Богатыри – защитники Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

вуличенко-ольга-александровна

Конспект занятия для детей старшего дошкольноговозраста "Богатыри - защитники Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogatyri_rusi.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

"Богатыри – защитники Руси"

Задачи:

Образовательные

-  формировать представление о героическом прошлом русского народа, богатырях - защитниках Родины.

-  расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.

 - закрепить названия элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивающие

- развивать  мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитывающие
- воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать, чувство гордости за свою страну.

Активизация словаря:

Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира,  топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал.

Предварительная работа:

       Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
      Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей разбойник»,  «Алёша Попович и Тугарин Змей».
      Просмотр мультфильмов: «Финист- Ясный Сокол», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей, речка, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Приветствие (кругу).

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй  солнце золотое,

 Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую.

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

- Так  люди раньше приветствовали друг друга.

- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

- По обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

 - Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

Как называется страна, в которой мы живем?

  1. Рассказ воспитателя.

 - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издавна  на этой земле жили славяне. Враги часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство – Русь. А жителей называли русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди них богатыри - защитники земли русской. Давайте посмотрим как же они выглядели (Показ иллюстрации богатырей и картины В. М. Васнецова «Богатыри»).

-  Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными.

- Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

 - Правильно, а кем они были? (Богатырями).

- Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? (Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов).

 - Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь не замеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

3. Игра «Какой?» ( с мячом) 

- Каким должен быть богатырь, какими обладать качествами? (Сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.)

 - Мы  уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? ( «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.)

 - Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным).

- Дети, а вы бы хотели бы пройти путь богатыря, его испытания?

Только это будет нелегко, но я знаю, что вы дружные, смелые и сможете все преодолеть.

- Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу ).

 - Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь,
Двинешься прямо,

Ждет опасность и богатырская застава.

 - Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

(Дорогу, которая идет прямо).
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое испытание.

Задание 1. «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита). Дети делятся на команды, собирают картинки.

- Вот и повстречали мы богатыря, а все ли у него есть для похода?

Задание 2.  «Собери богатыря в дорогу»

- Давайте  соберем богатыря в путь-дорогу (Дети выбирают те детали костюма, снаряжение,  которые подходят русскому богатырю).

Задание 3 . Пословицы (о смелости, отваге, Родине).

А теперь давайте  вспомним пословицы о воинах.

Сам погибай, а товарища выручай.
Тот герой кто за Родину горой

 Кто смел тот на коня сел.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Физминутка:

- Представим себе, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Богатырь - вот он каков!                  (показать силу)

Он силен, и он здоров.

Он из лука стрелял                            (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал             (приставить ладонь к глазам)

Подрастем мы, и смотри

Станем, как богатыри                (поднять руки вверх).

 Задание 4

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам).

 Задание 5

-Ребята,  мы покорили все преграды, но кто это там на пути? Это Змей-Горыныч и он нас просто так не пропустит. Нужно быстро выбрать оружие, чтобы победить его.

 ( выбрать и назвать богатырское оружие, кроме оружия современных воинов).

- Победит теперь, ребята, богатырь Змея?

Итог:

       Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри.  Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это раскраска  богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "Богатыри земли русской"

Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...

Конспект занятия Богатыри Земли русской

Беседа «речью плавною»·        Знакомство с русской былиной и русскими богатырями.·        Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России...

Конспект занятия "Богатыри земли русской"

Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ БОГАТЫРИ

Конспект занятия в подготовительной группе...

Конспект занятия "Богатыри земли русской"

Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли....