Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей 5 - 6 лет "Кто людям добра желает".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание условий для формирования у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kto_lyudyam_dobra_zhelaet.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

для детей 5–6 лет.

Тема: «Путешествие в страну доброты»

Цель: Создание условий для формирования у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «доброта», «добрые дела»;

- научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу;

- формировать умения выражать различные эмоции: злость, грусть, радость, страх;

- воспитывать правила этикета, коммуникативные навыки, желание проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу;

- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

- воспитывать отрицательное отношение к грубости;

- развивать умение отличать плохое от хорошего;

- поощрять стремление детей совершать добрые поступки;

- развивать речь, внимание, память

- развивать познавательный интерес.

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку "Песня про доброту" из м/фильма "Поросенок Фунтик", садятся на стульчики полукругом (песня №

Воспитатель:

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Нашу встречу тоже начнём с улыбки друг другу, подарим частичку своего хорошего настроения. Возьмитесь за руки, поверните голову к другу слева, потом справа и улыбнитесь. Посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Дети, а вам приятно было вот так просто дарить друг другу улыбку?

Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.

Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо?

Что же здесь написано?

Давайте я вам прочитаю.

(Послание от жителей страны" Доброта")

"Уважаемые дети! Мы жители страны" Доброта". Которая существует только благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей страны, поскольку добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, «Доброта» может совсем исчезнуть, и наоборот ваши добрые поступки и добрые слова делают наших жителей счастливыми. У нас совсем исчезло солнышко стало темно и мрачно! Помогите нам, пожалуйста!»

В-ль: - Дети, поможем жителям страны "Доброта"? Но для этого нам с вами надо самим быть добрыми. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка.

- И так, все готовы? Отправляемся в путь!

1. Игра «Не попади впросак»:

Здесь нас ждет испытание. Вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать:

«Это я, это я, это все мои друзья!» но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать. Давайте, попробуем:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в автобусе тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Вос-ль: «Здравствуйте», какой глубокий смысл у этого слова!

Стихотворение: что такое «Здравствуй?»

Что такое «Здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй»

Значит – будь здоров.

Правило – запомни,

Знаешь – повтори:

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «Здравствуй»

Говорить пора.

Вос-ль: - А какие слова приветствия вы еще знаете? (доброе утро, добрый день, как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер).

- Человек, который здоровается, желает хорошего настроения, умеет благодарить, извиняться, такого человека называют каким? (вежливым, воспитанным, добрым, учтивым, благородным).

- Действительно, вежливость и доброта — понятия неразделимые. 

Добрый человек всегда вежлив! Он никого не обидит грубым словом или поступком.

Доброта – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.

Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.

 Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Какие ещё добрые слова вы знаете? Давайте проверим и поиграем в игру

2. «Закончи предложение» 

Я начну, а вы закончите:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого? (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит? (Добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать? (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду? (помоги ему)

Решай споры словами, а не? (кулаками)

Где б мы ни были, на прощание говорим всем? (до свидания)

Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче (здравствуй)

Если просишь, что – нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать (пожалуйста)

Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить (спасибо)

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И опять чихает снова, скажем ей мы (будь здорова)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Слова вежливости вы хорошо знаете. Вежливые слова замечательные, они мягкие, красивые и легкие, как воздушные шарики, а грубые слова – тяжелые и некрасивые. Они могут ранить человека, испортить ему настроение, сделать ему больно, обидеть.

- Давайте попробуем почувствовать добро, поиграем  в

3. Игру «Грустный заяц»:

 Один из вас сядет в середину круга – это «грустный заяц». Вы по очереди будете подходить к водящему, гладить его по спине и называть ласково по имени и говорить ласковые слова.

После игры дети делятся впечатлениями, говорят - что они чувствовали, было ли им приятно слушать ласковые, добрые и вежливые слова.

4. Игра «Добрые дела» (из практики детей) «Соверши добро»:

- Ребята, видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью тоже можно совершить волшебство - совершить добрый поступок прямо здесь, на нашем занятии. Скажите, какой? Дети размышляют и выполняют сказанные действия сами.

(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

- Молодцы, дети, скоро мы сможем вернуть СОЛНЫШКО на планету «Добро»!!!

В.:  - Ребята, попробуйте вспомнить

5. Пословицы и поговорки о доброте, воспитанности, вежливости:

Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело - говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

«Спасибо» - великое дело.

Поклоном поясницы не переломишь.

Добро творить - себя веселить.

Доброго человека в красный угол сажают.

За доброго человека - сто рук.

На добрый привет - добрый ответ.

Слово лечит и слово калечит.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит.

Друзья познаются в беде.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Делу – время, потехе – час.

Легко сломать, да трудно сделать.

Добрые слова дороже богатства.

Добрые дела – красят человека.

Кто людям добра желает, тот сам его добывает.

Новых друзей наживешь, но старых не забывай.

Не будет скуки, если заняты руки.

В ком правды нет, в том и добра мало.

В.:-  «Доброта живет на свете, только в добром сердце дети!»

- Я рада, что вы умеете различать добрые и злые поступки. И я надеюсь, что вы всегда будете делать только добрые дела.

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться,

И в сердце собирать своём,

Тогда не будет злобы в нём.

6. Игра «Вежливо – не вежливо».

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо:

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Говорить: «Спасибо» за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

7. «Вспомните и назовите злых и добрых героев из сказок».

(Кощей Бессмертный, Леший, Кикимора, Змей Горыныч, Лихо Одноглазое, Баба Яга, Ведьма, Соловей Разбойник, Снежная Королева, Кот Баюн – Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Емеля, Три Богатыря, Иван Царевич, Серый Волк, Сивка-Бурка, Петушок – Золотой Гребешок, Дюймовочка, Мальчик с Пальчик, Белоснежка и 7 гномов, Мойдодыр,

Золушка).

8. «Волшебные предметы».

-Часто добрые дела им помогали делать волшебные предметы - волшебные палочки, волшебные шкатулки, шапки – невидимки, цветики – семицветики.

- Представьте себе, что вы стали обладателем такого волшебного предмета. Например, волшебной палочки. Вот если бы у меня была волшебная палочка…. Кто желает сделать доброе дело с помощью волшебной палочки? (5-6 человек).

9. Игра «Волшебные слова»:

Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас, мы проверим, знаете ли вы, когда и какое «волшебное» слово нужно говорить. Я буду читать вам рассказ, а вы, все вместе должны вставить правильное «волшебное» слово. Задание понятно? Тогда начинаем. Будьте внимательны!

  • Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: «Садитесь» (Пожалуйста). Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: (Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: (Извините, пожалуйста). На следующей остановке женщине с мальчиком нужно было выходить, и Вова сказал им: (до свидания). В автобус зашел друг Вовы, и они (поздоровались) и друг другу (улыбнулись)!

10. Игра «Да – нет»:

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Ну, а споры разрешать?

Чай с друзьями будем пить?

Будем крепко мы дружить!!!

- Дети, доклеим последние ладошки. Что у нас получилось? СОЛНЫШКО!!! Значит мы своими добрыми поступками и вежливыми словами спасли страну«Добра»!!! Вернули им СОЛНЦЕ!!!

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

В добрый путь вам! В добрый час!

- Дети, мы с вами каждый день учим «Правила поведения в детском саду». И сейчас мы их еще раз послушаем, чтобы уж точно выучить наизусть!

 Стихотворение И. Горюновой «Этикет для карапузов. В детском саду»:

1-й ребенок.

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

2-й ребенок.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

3-й ребенок.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

4-й ребенок.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

5-й ребенок.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

6-й ребенок.

Не толкай свою подружку,

Если держит в руках кружку.

7-й ребенок.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

8-й ребенок.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

9-й ребенок.

Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

10-й ребенок.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую поиграй.

11-й ребенок.

Маму радостно встречай,

Иди домой и не скучай.

Мероприятие заканчивается песней «Если добрый ты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта на тему "Дарите людям добро"

Сценарий концерта на тему "Дарите людям добро". Из опыта работы  музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....

Конспект занятия по ознакомлению сокружающим миром "Перелетные птицы"

Цели:1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять...

Памятка для родителей "Большинство людей добрые , но всё же..."

Поступив в школу, ваш ребенок поневоле начнет сталкиваться с рядом ситуаций, выход из которых он  вынужден будет  находить самостоятельно....

Праздник ко дню пожилых людей"Мы желаем счастья вам"

Праздник для детей старших групп.Воспитывает любовь к близким и уважение к старшему поколению.Вызовет интерес у воспитателей и муз.руководителей ДОУ....

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Добра желаешь — добро и делай. Правила дружбы» для детей 5-7 лет.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:1.Формировать представление у детей о доброте.2.Воспитывать добрые чувства...

Картотека игр "Добра желай - добра наживай"

В старшую логопедическую группу дети приходят из разных садов, из разных групп. Они зачастую конфликтны, не умеют ладить друг с другом. Поэтому, одна из главнных задач - научить детей доброжелательно ...

Конспект занятий по ознакомлению сокружающим миром "Моя семья"

Конспект занятий по ознакомлению сокружающим миром "Моя семья"...