Консультация для педагогов «Использование беседы в познавательном развитии дошкольников»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Анипова Анна Анатольевна

Эффективность беседы обусловлена  правильной постановкой и отбора вопросов. К.Д. Ушинский подчёркивал, что без ошибок поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Задать детям вопрос это значит задать задачу для размышления.  Вместе с тем, задача должна быть понятна дошкольнику, но не слишком сложная. С помощью вопросов педагог побуждает детей делать выводы, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova_kons.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование беседы в познавательном развитии дошкольников»

Антипова А.А., воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

В ФГОС ДО  определены  задачи познавательного развития дошкольников:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.[1]

Беседа представляет собой важный и эффективный метод для развития способностей познавательного характера детей старшего дошкольного возраста.

Современные методические материалы содержат в себе широкий спектр рекомендаций по использованию бесед в данных целях с учетом возрастных особенностей детей, а также уровней развития детей.

Рассмотрим их более подробно.

Младший дошкольный возраст.

Беседы познавательного характера должны носить форму беседы-разговоры, при этом дети должны получить соответствующий опыт практического характера, чему способствует применение в беседе иллюстраций и игрушек.

Средний дошкольный возраст.

Использование беседы непосредственно познавательного плана, с применением наблюдений, а также в обязательном порядке новых и интересных для детей этого возраста знаний. Наблюдения могут осуществляться с предметами, окружающими детей – материал, форма, цвет и т.д. Также эффективно использовать экскурсии.

Старший дошкольный возраста.

Все вышеперечисленные виды бесед с   постоянным обновлением предметов наблюдения, анализа, получением новой информации.

Начаться беседа должна образно, эмоционально, чтобы у детей возникли образы тех предметов, явлений, что они уже видели. В начале беседы необходимо мобилизовать, резко собрать внимание детей, мотивировать к предстоящему занятию. Начинать беседу с дошкольниками следует педагогу по-разному, например: с рассказа, с повествования педагога, с рассматривания игрушки, либо предмета или иллюстраций.

Содержание познавательной беседы раскрывается в главной части в процессе анализа явлений. С целью раскрыть содержание познавательной беседы, перед детьми поочередно ставят вопросы, которые активизируют их мышление и речевую работу. Далее воспитатель обобщает и дает положительную оценку ответам детей, также дает новую информацию и корректирует уже имеющуюся. Задача педагога на этом этапе ярко выделить то, что дети уже знают, пробудить свежую идею. Итог беседы обеспечивает живость и эмоциональность ее проведения, для этого используются стихи, загадки, которые так интересны детям.

Окончание беседы связано с обобщающими выводами по всей беседе. В зависимости от характера и содержания беседы концовка может быть различной. В конце познавательной беседы дети или педагог делают обобщение (заключительный рассказ). Познавательная беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Эффективность беседы обусловлена  правильной постановкой и отбора вопросов. К.Д. Ушинский подчёркивал, что без ошибок поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Задать детям вопрос это значит задать задачу для размышления.  Вместе с тем, задача должна быть понятна дошкольнику, но не слишком сложная. С помощью вопросов педагог побуждает детей делать выводы, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.[2]

Анализ источников по проблеме исследования позволил нам выделить этапы проведения познавательной беседы:

1.Подготовка к проведению беседы (постановка цели, подбор материала, составление вопросов);

2.Проведение беседы (индивидуально, с подгруппой или группой детей);

3.Анализ результата беседы с детьми.

Познавательная беседа имеет следующие преимущества: активизация познавательной деятельности детей; развитие речи и памяти; открывает знания дошкольников; обладает большой воспитательной силой; является средством диагностики.

Недостатки: требуется время для подготовки и проведения; существует риск в том, что дошкольникам не будет интересен материал; дети будут давать неправильные ответы (другие дети зафиксируют в своей памяти).

Е.И. Радина для познавательной беседы разработала две группы вопросов:

1.Репродуктивные вопросы. Такие вопросы, требуют обычной констатации: назвать или описать знакомые ребенку явления, предметы, факты. Ребенок должен правильно назвать предмет, его части, найти отличия, назвать их (кто? что? где? когда? какой?).

2. Поисковые вопросы. Данные вопросы направлены на раскрытие понятных и доступных для ребенка связей между предметами и действами. С помощью этих вопросов у ребенка активизируется мыслительная работа, он учится сопоставлять и оценивать то, что сопоставил; учится обобщать, делать самостоятельные выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, кратковременные и другие взаимосвязи (почему? зачем?).[3]

Дошкольникам, которые затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, педагог может задавать дополнительные вопросы. Такие вопросы называются наводящие или подсказывающие. Наводящий вопрос поможет ребенку понять значение главного вопроса и ответить правильно. Наводящие вопросы способствуют активизации знаний детей, помогут ответить на трудные вопросы, которые требуют выводов, рассуждений и обобщений.

Отметим, что беседа достигает своей цели в том случае, если у педагога есть четкая организация и продуманная методика ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.

Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов.  Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, слушания художественных произведений, просмотра презентаций, и т.п.

Планируя беседу, воспитатель намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации. Педагогу важно помнить, что беседа строится на основе жизненного опыта и знаний детей. Например, познавательную беседу в подготовительной группе «Зима» можно проводить только тогда, когда дети уже ознакомились с зимними явлениями природы, слушали соответствующие рассказы и стихи. В данной беседе педагогу можно использовать следующие вопросы: Какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец? Почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?

Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности.

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

В том случае, когда дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о городе?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Какая должность у твоей мамы?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и найти правильный ответ. Вспомогательные вопросы активизируют мысль ребёнка, помогают сделать вывод, обобщение, учат рассуждать.

Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ и их применение  оправданно по отношению к неуверенным в себе детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания, создают ситуацию успешности при правильном ответе.

Таким образом, эффективность познавательной беседы во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы.

К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Они ставятся в начале беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал.

Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы: Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др. Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в познавательной беседе.

Проблемные, поисковые вопросы ставятся после того, как в памяти детей возобновились знания, образы, и на основе анализа можно прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко: Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?

Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.

Педагог в ходе беседы должен спросить как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка. Застенчивого ребёнка надо подбадривать, создавать ситуацию успешности, слишком оживленного - сдерживать. Не допускается спрашивать одних и тех же детей, если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, отвлекаются, не участвует в беседе. Так же не следует во время беседы много говорить о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторять все, что говорят воспитанники.

Практика показывает, часто речевая активность воспитателя превалирует над детской. Часто воспитатель, ставя вопрос, не даёт детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. В итоге дети пассивно слушают педагога, внимание и познавательная активность снижается. Вместе с тем не следует «вытягивать» у детей ценой значительных усилий правильные ответы. Эффективность познавательной беседы зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

Для уточнения представлений детей в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей.

Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание записей музыки, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, прежде чем ответить»).

Существенную роль в уточнении и систематизации знаний играют обобщения, которые делает педагог, его рассказ.

В познавательной беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).

Отметим, что воспитатель в познавательной беседе, объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес к окружающему миру, к знаниям друг друга. У детей вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. В познавательной беседе, в ребенке развивается как способность к активности, так и сдержанности. Таким образом, познавательные беседы являются ценным методом умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.

Выводы по главе

Познавательное развитие в дошкольном возрасте подразумевает под собой развитие всех психических процессов, с помощью которых ребёнок познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Чтобы поддержать данную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития которого следует: развивать творческие способности и воображение детей, создавать для этого условия;  укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

Беседа - метод словесного обсуждения изучаемого материала,  самый распространенный в обучении. В беседах систематизируются и уточняются представления, полученные детьми в повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. В беседах воспитатель помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обратить внимание на то, что недостаточно им осознается.

Главная задача познавательной беседы - побудить детей с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов и т.д.

При проведении познавательной беседы педагогу необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых дошкольники вычленят существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретут новые знания.


[1] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

[2] Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35

[3] Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е.И. Радина. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников"

Речь является ведущим средством общения. Но у детей в речи существует множество проблем. Наша задача научить детей связно, последовательно излагать свои мысли. А мнемотаблицы развивают у детей мышлени...

Консультация для педагогов ДОО на тему: " Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность"

Данная презентация знакомит педагогов с видами проектов в ДОО, которые можно использовать в своей работе. Подробнее останавливается на каждом из видов проетка. Надеюсь, что данная консультация поможет...

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»...

Консультация для педагогов. Использование песочной терапии в развитии дошкольников.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проиг...