Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Звездарска Людмила Викторовна

Мастер класс «Спасательная операция»

 

 

 

«Экологическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ,

посредством экспериментирования»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №12

города Шебекино Белгородской области»

Мастер класс «Спасательная операция»

«Экологическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ,

посредством экспериментирования»

Подготовил: воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребенка – детский сад №12

 города Шебекино Белгородской области»

Звездарска Людмила Викторовна

Шебекино 2023г.

Цель:  

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как о составляющей практической части экологического воспитания и возможности применения ее на практике;

-  продемонстрировать некоторые виды экспериментирования;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. 

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по экологическому воспитанию, посредством  экспериментирования.

- Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

- Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-  Развивать творческие способности участников мастер-класса.

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им в озможность заимствовать элементы педагогического опыта.

- Привлечение к защите окружающей среды.

Оборудование и материалы:  плакат «Береги природу!», фигурки из пластилина золотой рыбки и Чиполино, три контейнера для мусора: бумага, пластик, металл; гибкий шланг, пластиковые прозрачные стаканы, вискозные салфетки и ватные диски; бумажный белый цветок; контейнер с землёй; мусор: фантики, кусочки полиэтилена, бумажки, болтики; маленькие пластиковые стаканчики для посадки лука, луковицы по количеству участников, пластилин, пластиковые ложки, лейка с водой. Лупы.

Ход мастер класса.

Ведущий: Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. Взаимодействуя с предметами и явлениями ребёнок сам может, найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?».

У детей с ОВЗ имеется ряд особенностей:

-снижена познавательная активность,

-ограничен словарный запас,

-низкая речевая активность,

- не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Поэтому экспериментальная деятельность как познавательно-исследовательская, для детей не просто возможна, а необходима, как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

В экологическом воспитании экспериментальная деятельность помогает ребятам выявить проблему и в процессе ряда действий её решить.

Основная задача воспитателя – поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, для этого необходимо самому стать участником совместного поиска, включиться в реальный фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Итак, начинаем!

Мы с вами живём на прекрасной планете:

Моря, океаны, озёра, леса,

Поля, холмы, горы и синие реки…

Для жизни, здоровья и счастья даны.

Но мало всего людям стало для жизни,

И мир изменился вокруг и везде!

Заводы и фабрики, автомобили,

Реки отходов и мусора горы…

И всем нам грозит экологическая катастрофа!

Коллеги, кто знает, что такое экологическая катастрофа?

Кто виноват в загрязнении окружающей среды?

Как можно исправить ситуацию?

(ответы коллег)

Хотите предотвратить экологическую катастрофу и принять участие в спасательной операции?

Педагоги: Да!

Ведущий: Вот первый пострадавший. (показывает контейнер-аквариум с загрязнённой водой, поднимает из воды за нитку золотую рыбку из пластилина.). Кто это? Как вы думаете, что случилось с рыбкой?

(ответы коллег)

Правильно, перед вами загрязненный водоём, в котором много грязи и мусора.

Почему вода стала такой грязной?

Как загрязнение влияет на жизнь обитателей?

Как можно помочь нашей рыбке?

Вы правы, водоём можно очистить, и спасти его обитателей. Готовы к спасательной операции?

Коллеги: Да!

Ведущий: Но сначала, пострадавшую рыбку необходимо поместить во временный водоём. (опускает рыбку в ёмкость с чистой водой).

Коллеги, наверняка на дне водоёма находится много металлического мусора, как вы думаете, как его можно достать?

Коллеги: с помощью магнита, магнит притягивает металлические предметы.

Ведущий: Отлично, возьмите палочки с магнитами и аккуратно проведите по дну нашего водоёма. Что происходит?

Коллеги: к магнитам притягиваются металлические предметы: скребки, болты, гайки…

Ведущий: вода препятствует притяжению?

Коллеги: Нет.

Ведущий: какой вывод можно сделать?

Коллеги: Вода не препятствует свойствам магнита притягивать металлические предметы.

Ведущий: предлагаю поместить металлический мусор в специальный контейнер.

(педагоги складывают металлический мусор в соответствующий контейнер)

Ведущий: Что теперь необходимо сделать?

 Как можно очистить воду?

Коллеги: можно её отфильтровать. Пропустить через фильтры.

Ведущий: правильно, если воду пропустить через фильтры она станет чище, но каким образом мы выльем воду из водоёма? (ответы коллег)

Предлагаю воспользоваться гибким шлангом. По шлангу вода будет стекать в ёмкость для фильтрования. Чтобы вода стала вытекать погружаем весь гибкий шланг в воду и ждём, чтобы из шланга вышел весь воздух, затем закрываем конец шланга и опускаем ниже водоёма. (ведущий проделывает озвученные действия, выливая грязную воду в стаканы для фильтрования, предлагает проделать то же коллегам)

Молодцы, всю воду вылили из водоёма, теперь надо её побыстрей очистить.

Какие фильтры можно использовать?

Коллеги: песок, активированный уголь, глину…

Ведущий: Сейчас предлагаю воспользоваться вискозной салфеткой и ватными дисками. (пустой стакан накрываем салфеткой и в центр кладём ватный диск. Аккуратно  выливаем загрязнённую воду на ватный диск).

Что произошло?

Коллеги: вода стала чище, крупный мусор и грязь остались на фильтре.

Ведущий: Умницы, предлагаю вылить очищенную воду в водоём (выливают воду) посмотрите, вода стала гораздо чище. Скажите, в какой контейнер можно поместить отработанные ватное диски? (в контейнер с бумагой)

Теперь можно запустить нашу пострадавшую рыбку в водоём?

Коллеги: Да! Ей там будет хорошо.

Вода очищена, мы молодцы, признаком, что вода в водоёме чистая служат её обитатели.

Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете? (называют обитателей рек и озёр) Ещё в чистой воде хорошо растут растения.

Как называются водные растения?

Коллеги: водоросли.

Ведущий: правильно, водоросли и прекрасные цветы : кувшинки и лилии (аккуратно выкладывает на поверхность сложенную из бумаги лилию , на глазах она раскрывается) какая красота…

Внимание! Снова сигнал бедствия! Чиполино просит о помощи! (показывает фигурку Чиполино из пластилина рядом с контейнером с землёй. Земля засорена мусором: фантиками, крышками, кусочками полиэтилена, болтиками) Как вы думаете, что случилось?

Кто засорил землю? Хорошо ли расти растениям в такой земле? Почему?

Как мы можем помочь Чиполино? (ответы коллег)

Правильно, мусор вредит растениям, мешает росту. необходимо очистить почву от мусора.

Предлагаю убрать мусор с помощью волшебных палочек (коллеги палочками достают из почвы мусор и раскладывают по определённым контейнерам, объясняя, что и куда они кладут)

Молодцы, какая чистая стала земля, просмотрите с помощью лупы, всё ли мы убрали? (коллеги  через лупы проверяют чистоту грунта)

Чиполино очень рад и дарит вам своих друзей, чтобы они напоминали вам о нашей встрече. Предлагаю посадить луковицы в стаканчики, используя очищенную вами землю. (педагоги каждый, сажает луковицу в стакан, присыпая очищенной землёй)

Коллеги, сделайте вашим Чиполино глазки из пластилина. И скажите, что ещё необходимо для роста растений, кроме земли?

Коллеги: Для роста растений нужны свет и вода.

Ведущий: Правильно, полейте своих Чиполино водой.

Дорогие Коллеги, как Вы считаете, мы справились? Предотвратили экологические катастрофы? Что вам понравилось больше всего?

Есть такая пословица: «Враг природе тот, кто её не бережёт!»

Давайте повторим эту замечательную пословицу. (повторяют)

Желаю Вам терпения и мудрости, чтобы воспитать в наших детях интерес, бережное отношение и любовь к окружающей нас природе.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс "Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте посредством игровой и экспериментальной деятельности"

мастер - класс на тему "Формирование волевых качеств: инициатиности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"

Участие в областном конкурсе "Школа здоровья" с мастер- классом "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"...

Мастер - класс «Создание мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности»

Представляю свой опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности....

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....

Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»

Мастер класс «Спасательная операция»   «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...