Методическая разработка.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Колчина Наталья Александровна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Растительный и животный мир тундры»

Цель: Познакомить детей с растительным и животным миром тундры.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с климатом, природой, животным и растительным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания.

-активизировать и пополнять их словарь: северный олень, полярный волк, лемминг, полярная сова, песец, тундра, ягель, лишайник.

Развивающие:

-развивать память, внимание, словарный запас, любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.

-развивать представления об окружающем мире, способности детей анализировать и делать выводы, устанавливать взаимосвязь с природой.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном.

Материалы и оборудование: глобус, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира тундры, проектор, доска, мячик, разрезные картинки, кубики с картинками.

Ход НОД:

(Дети стоят вокруг воспитателя, в руках которого глобус.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, Что это такое?

Воспитатель: Посмотрите сколько материков на нашей планете Земля? (Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида.)

Воспитатель: В какой стране мы живём? (Россия)

Воспитатель: А материк называется Евразия

Воспитатель: Вот он материк Евразия, и здесь находится наша страна Россия.

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём! Сегодня мы совершим путешествие а куда вы попробуете догадаться (звучит мелодия увезу тебя я в тундру)

Воспитатель: Правильно ребята, мы отправимся в тундру.

Воспитатель: И чтобы быстрее до нее добраться мы полетим на самолете. Занимайте свои посадочные места. (Садятся напротив экрана).

Воспитатель: Вот мы и в тундре (открываю иллюстрации на доске)

Воспитатель: Как вы думаете, какой климат на севере? Почему?

Воспитатель: А как вы думаете, какая здесь бывает зима? (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

Воспитатель: Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север – это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Снег не очень глубокий он сухой и сыпучий. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна.Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Северное сияние. Это очень красивое явление.

Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Лето резко обрывается. Лето в тундре короткое, холодное да ветреное. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика. Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета? (Показ иллюстраций растительного мира). Есть на севере очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? Они будут высокими или низкими?

Воспитатель: Наверно, в таком суровом холодном крае ничего не растет кроме карликовых деревьев? В тундре много трав, цветов. А еще в тундре растут мхи и лишайники. Особенно много ягеля (мох) - это любимый корм оленей.

Воспитатель: Почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, ягель.

Осень. В первые дни осени света ещё много и весёлые краски не угасают. Но солнце уже не такое яркое, какое-то сонное и неподвижное. Ощущается приближение полярной ночи, а птицы тундры, собираясь в бесконечные стаи и оглашая её прощальными криками, спешат назад к югу.

ВоспитательТундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре. Иногда грибы вырастают выше деревьев, которые больше похожи на стебли трав. Как называются такие деревья? Здесь много больших и маленьких озер, речек, ручьев и болот.

Воспитатель: А теперь подумайте, как животные приспосабливаются к жизни в тундре?

Воспитатель: Правильно, они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира, птицы — пушистое оперение, светлую окраску. Каких животных тундры вы знаете(белый медведь, олень, моржи, тюлени, песец, волк.) (появляется слайд Снежной королевы и электронное письмо)

Письмо: «Здравствуйте, ребята я за вами уже давно наблюдаю, я знаю, вы сейчас на севере, и много знаете о тундре. Помогите мне ответить на вопросы, или я вас заморожу.

Воспитатель: Ребята поможем Снежной Королеве ответить на вопросы, чтоб она нас не заморозила.

Игра «Ответь на вопросы» (в кругу с мячиком)

-Север какой (суровый, красивый край)

-Погода какая (морозная, холодная, студеная)

-Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

-Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

-Олень какой (красивый, добрый, смелый)

-Песец какой (белый, маленький, красивый)

-Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

-Зимой, какая ночь (полярная)

-Где мы с вами живём?

-Какие животные живут на Севере?

-Что едят олени? (ягель, мох)

Воспитатель: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Снежная Королева совсем нас заморозила.

Физкультминутка

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен (идут друг за другом)

Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)

И про нос не забываем (трут нос)

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их, скорее (уши сгибают, разгибают)

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем (трут ладошки друг об друга)

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги (гладят спину, впереди идущего, ребенка)

Воспитатель: Согрелись? Ребята, на снежных заносах вместе с северными оленями в тундре обитают полярные волки, песцы, полярные зайцы, песцы, полярные совы. (слайды - животные тундры)Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира, и это не дает им замерзать. А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. А вот и наш необычный зверь (фотография лемминга) Это, ребята, лемминг (рассказ воспитателя о нем)

Лемминг - Этот грызун немного похож на хомячка. Зимой когти передних лапок превращаются в копытца. Ими зверек раскапывает снег, делая в нем множество ходов. Ищет замершие грибы, ягоды, мох, листочки ивы – у него все идет в пищу.Под снегом он и гнездо себе делает: шар из сухой травы, ивовой коры, мхов. Внутри гнезда тепло и уютно. Летом шкурка лемминга пестренькая – под цвет мхов и лишайников, а зимой – белая и пушистая.

Полярный волк населяет одну из наиболее бесплодных территорий Земли. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в тундре: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи.Продолжительность жизни: около 17 лет. Однако для того, чтобы выжить, стае волков иногда необходима и более крупная добыча – северные олени.

Песец - маленькая и шустрая полярная лиса. Он прекрасно приспособился к жизни, таская яйца и птенцов у многочисленных здесь гусей. Песец – коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу, удивительно красивый пушной зверь. Он стройный, грациозный, у него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост. Зимой шубка - белая, летом – коричневато-бурая или пёстрая. Песец очень хитёр, ловок, осторожен, у него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, пушистому красавцу корма хватает вдоволь. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями.

Полярная сова. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. Тут уже грызуну никуда не деться!

Воспитатель: А что это за коробки вы сегодня принесли? (дети отвечают, что коробки не их) А чьи? Давайте быстрее откроем и посмотрим, как вы думаете можно? (дети высказывают мнение,что коробки нельзя брать: вдруг они чужие, их кто-то потерял или там что-то опасное). Ой, а здесь подпись (дети читают)«Для любознательных детишек». Значит для вас!

Собери разрезную картинку

(Дети делятся на 4 команды, и определяют, кто изображен на картинке)

Воспитатель: Что у вас получилось? Расскажите мне о нем (рассказывают описательный рассказ о лемминге, полярной сове, полярный волк, песец)

Воспитатель: Где они живут?

Воспитатель: Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.

Игра «Собери цепочку»

(дети находят в коробке кубики, составляют цепочку обитания животных)

Цепочки питания животных, обитающих в тундре?

1. Ягель – олень – волк

2. Ягода – лемминг – Полярная сова

3. Ягода – лемминг – песец

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось к условиям тундры.

Игра «Вьюга»

1. - Вьюга волнуется - раз,

- Вьюга волнуется – два,

- Вьюга волнуется – три!

Растение тундры замри.

Воспитатель задевает по очереди детей, и они называют растения тундры.

(карликовая берёза, морошка, голубика, ягель)

2. - Вьюга волнуется - раз,

- Вьюга волнуется – два,

- Вьюга волнуется – три!

Животные и птицы тундры замри!

Воспитатель задевает по очереди детей, и они называют кто они.

Воспитатель: Ребята, занимаем, наши посадочные места отправляемся в детский сад.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Итак, ребята, где мы сегодня побывали? (на Севере)Вам понравилось путешествие?

Воспитатель: С какими животными вы сегодня познакомились (перечислите их)

Воспитатель: Чем они питаются?

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...