Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анисимова Мария Ильинична

Технологическая карта занятия

по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.

«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.

«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Воспитатель: Анисимова М.И.

Дата: 20.04.2022 г.

Тема (указать педагогическую задачу)

Удивительная история появления обыкновенной ручки-путешествие по «реке времени».

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)

Культурно-смысловой

контекст (отглагольное

существительное, продукт)

Наполнение  макета  «река времени»  иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов: раньше-сейчас.

Цель (отглагольное существительное)

Формирование интереса  к  истории появления шариковой ручки от древности до нашего времени, через познавательно-исследовательскую деятельность.

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Знакомиться с историей появления шариковой ручки от древности до нашего времени.

Закреплять представления временных отношений, способом размещения в хронлогическом порядке от древности до нашего времени.

Выражать свое отношение о назначении ручки, ее необходимости в жизни человека, высказывать мнение о «путешествии по «реке времени».

Материалы и оборудование

Коробка с шариковой ручкой, макет «река времени», проектор, презентация «История появления шариковой ручки от древности до нашего времени», мультимедийный экран, картинки с изображением временных отрезков появления шариковой ручки, дидактическая игра «Чем нарисована картина», загадка, шариковая ручка на каждого ребенка, лупы на каждого ребенка, камушки, уголки, палочки одноразовые тарелки, пуфики, столы, песок, глина, листы белой бумаги, гусиное перо, чернила, кора дерева, влажные салфетки, шариковый дезодорант на каждого ребенка.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы (Обсуждение реального или вымышленного события)

Введение в ситуацию: Ребята, добрый день!

Колокольчик поет звенит собраться нам велит.

(слайд «Удивительная история обыкновенной ручки)

Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки? Это так?

Тогда попробуйте догадаться, что же лежит в моем сундучке?

Вы мне можете задавать вопросы, а я буду отвечать на них «Да» или «Нет»

(показывает детям коробку, в которой лежит шариковая ручка).

 Дидактическая игра «Да  или нет»

(спрашивает у детей: например спроси Даша….)

Я вам подскажу, слушайте мою загадку.

Загадка.

Без меня не обойтись,

Облегчаю в школе жизнь.

К листу легонечко прижми,

И что хочешь, напиши!

Беседа: «Что такое шариковая ручка и для чего она нужна?»

Коммуникативная

Игровая

Дети смогут предположить и отгадать, что лежит в коробке.

2. Обсуждение идей. Предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем (Постановка цели исследования (узнать…), Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.)

Акцентные вопросы: Ребята, а вы любите путешествовать?

А как вы думаете на чем можно отправится в путешествие?

Показ, объяснение: знакомство детей с макетом «река времени, показ трех эпох: древность, старина, настоящее время.

Пробное действие:  Ребята, а может кто-нибудь из вас знает каким был пишущий предмет в то время?

Я вам предлагаю картинки, на которых изображены пишущие инструменты в разные времена. Возьмите себе по карточки, рассмотрите их внимательно и расположите их в то время в котором они существовали.

Беседа: Но, чтобы нам убедиться правильно ли мы выполнили задание предлагаю прямо сейчас отправиться в увлекательное путешествие и узнать каким был пишущий инструмент с самих древних времен и по настоящее время.

Вы хотите отправиться в путешествие?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Игровая

Музыкальная

Дети смогут поставить цель: «хотим узнать историю появления шариковой ручки».

Дети попробуют догадаться к какому времени относятся предложенные иллюстрации

3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Вывешивание таблицы на стене группового помещения)

Эпоха древности:

 Рассказ педагога и показ презентации «Каким был пишущий инструмент в древности?»

Акцентный вопрос: А как вы думаете, легко ли было писать заостренным концом камня на скалах? Почему?

Практическое задание: Я вам предлагаю прямо сейчас попробовать, как древние люди писали разными пишущими инструментами в древности. Давайте разделимся  на группы с помощью цветовой гаммы.

Давайте вспомним чем люди писали сначала?

На чем писали?

Зачем нам песок?

Ну, что отправляемся дальше в путешествие.

Эпоха старина: Рассказ педагога: «Чем писали в старину», рассматривание пишущих инструментов в презентации.

Практическое задание: А сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли людей прошлого времени и написать сообщение гусиным пером или металлической палочкой.

Акцентные вопросы: Вы хотели бы попробовать?

Ребята, легко писать гусиным пером? Почему? А таким металлическим пером вам нравится писать? Чем лучше?

У нас осталась последняя остановка. Отправляемся в путь.

Наше время:

Беседа: Вот мы с вами наконец очутились в настоящем времени. Люди захотели усовершенствовать перьевую ручку и придумали шариковую.

Практическое задание: Воспитатель предлагает детям исследовать ручку.

Акцентные вопросы: Как выглядит шариковая ручка в наше время? Из чего она состоит? Почему она так называется?

Практическое задание: ребята, чтобы нам точно убедится, что есть шарик, возьмите лупы и внимательно рассмотрите кончик ручки.

Акцентные вопросы: из чего состоит ручка?

Проведение опыта: «Принцип устройства шариковой ручки»

Акцентные вопросы: хотите попробовать?

Работа на макете «река времени»: проверить правильность распределения карточек с  изображением пишущих инструментов в разные времена.

Рефлексия, подведение итогов:

Давайте вспомним чем с самого начала писали люди? каким был пишущий инструмент в старину? И в настоящее время?

Мы справились с заданием? Чем вам больше всего понравилось писать? В каком времени вы бы хотели побывать? Почему? А удобнее всего чем вам было писать?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Двигательная

 Изобразительная

Игровая

Дети смогут правильно разместить флажки с иллюстрациями, объяснят свой выбор.

Смогут сформировать ответы на все вопросы.

4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности (Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности)

Предлагает продолжить дополнять новыми иллюстрациями макет, путешествовать дальше по «реке времени» и узнать историю других инструментов.

Коммуникативная

Дети захотят дополнить макет «река времени»  информацией о других инструментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём».

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём»....

Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши

Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши...

Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...