План-конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Открывая Красную книгу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корнилова Юлия Александровна

Тема: «Открывая Красную книгу»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Цель: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с Красной книгой, особенностями окраски ее страниц.

- Познакомить с редким животными, занесенным в красную книгу и их отличительными особенностями.

- Расширять представления детей о взаимосвязях животных со средой обитания.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

- Развивать речь детей, мышление.

- Учить умению сравнивать, делать вывод.

Тип занятия: усвоение нового материала

Форма проведения занятия: традиционная с применением игровых технологий

Оснащение занятия: компьютер, проектор, экран, презентация, Красная книга, распечатанные картинки с животными (Белый медведь, амурский тигр, лотос, журавль Красавка, ландыш, сайгак, кувшинка белая, рысь, северный олень), жетоны, красные магниты.   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryvaya_krasnuyu_knigu.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект познавательного часа для детей подготовительной группы «Открывая Красную книгу»

Тема: «Открывая Красную книгу»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Цель: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с Красной книгой, особенностями окраски ее страниц.

- Познакомить с редким животными, занесенным в красную книгу и их отличительными особенностями.

- Расширять представления детей о взаимосвязях животных со средой обитания.
Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

- Развивать речь детей, мышление.

- Учить умению сравнивать, делать вывод.
Тип занятия: усвоение нового материала

Форма проведения занятия: традиционная

Оснащение занятия: компьютер, проектор, экран, презентация, Красная книга, распечатанные картинки с животными (Белый медведь, амурский тигр, лотос, журавль Красавка, ландыш, сайгак, кувшинка белая, рысь, северный олень), жетоны, красные магниты.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с очень редкими растениями и животными.

- В нашей стране очень много разных растений и животных. Какие животные обитают в России? Птицы? Насекомые? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы много знаете о животных.

- У меня есть жетоны и за каждый правильный ответ я буду им награждать, а потом мы посмотрим, кто был самый активный на занятии.

2. Этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний

Послушайте рассказ, потом я буду задавать вопросы.

Рассказ «Морские коровы».

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

- Каких удивительных животных встретили моряки? (морских коров; за правильный ответ – жетон)

- Как вы себе представляете морских коров? (они большие и похожи на китов; за правильный ответ – жетон)

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили книгу.

- У книги этой есть название, как вы думаете какое? (жетон)

-Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей? (жетон)

- Давайте вспомним, где в жизни мы встречали красный цвет? (Сигнал светофора, пожар, пожарная машина.) (жетон)

- А что он обозначает? (Красный цвет – это цвет опасности, беды, запрета.) (жетон)

- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда.

Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В эту книгу внесены те растения и животные, которые нуждаются в особой охране. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

3. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков

- Давайте узнаем, какие растения и животные входят в красную книгу. Я буду читать сообщения о животных и растениях, а вы по описанию должны их угадать и найти их изображение на доске отметить красным магнитом.

- Он в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше их было много, но от безудержной охоты поубавилось. Даже с самолётов в них стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы их на Земле. Кто это? (Белый медведь.)

- Его называют владыкой джунглей. А ещё он живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, их стало совсем мало. Шкура его с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей. А это кто? (Тигр.)

- Людей издавна изумляла, радовала и притягивала его красота. Он всегда обращен к солнцу, поэтому древние египтяне, индусы, китайцы обожествляли его, считали священным и загадочным. Увидеть его можно на воде. Что это? (Лотос.)

- Это очень красивая птица. Живет она в больших болотах, умеет плавать, высоко и красиво летает и часто парит, описывая широкие круги. Это умная и храбрая птица. (Тело у нее длинное, ноги длинные и очень сильные и шея тоже длинная и тонкая, а голова небольшая.) (Журавль Красавка.)

- У этого растения темно-зеленые листья, сильный аромат и крохотные белоснежные цветочки, которые напоминают маленькие звоночки.(Ландыш.)

- Его еще называют степная антилопа. У него смешной нос, рога есть только у самцов. Он очень силен, покрыт мягкой шерстью серовато-желтого цвета. Кто это? (Сайгак.)

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте еще раз скажем, какие животные и растения нуждаются в особой охране и занесены в Красную книгу. (Ответы детей)

Физкультминутка

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

4. Этап закрепления новых знаний

- Здесь еще остались растения и животные занесенные в Красную книгу Нижегородской области. Кто-то догадался о ком идет речь? (Ответы учащихся.)

-Давайте разберемся по порядку. Я называю особенности того или иного животного или растения, а вы отгадываете и прикрепляете красный магнит.

- Ее называют водяная лилия. Это привычное для россиян болотное растение, которое в Нижегородской области находится под охраной. (Кувшинка белая)

- Это довольно крупный лесной хищник, относящийся к семейству кошачьих. Вес взрослых особей может составлять от 12 до 20 килограмм, а длина туловища до одного метра. Характерной особенностью вида является наличие ушных «кисточек». (Рысь)

- Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов. (Северный олень.)

В Красную книгу Нижегородской области животные и растения попали неспроста. Здесь существует немало проблем экологического характера. Одной из важнейших является ухудшение условий для обитания представителей животного и растительного мира.

Сюда можно добавить: загрязнение воздуха, вырубку лесов, ухудшение качества воды и т. д. Если с этими проблемами не бороться, то есть большой риск, что, занесенные в книгу животные и растения полностью исчезнут.

5. Подведение итогов

- Итак, мы познакомились сегодня с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Назовите их.

- Почему они занесены туда? (Потому что им грозит исчезновение или их уже нет в природе.)

- Что нужно сделать для того, чтобы их сохранить? (Не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не давить насекомых, не разводить костры, не оставлять мусор в лесу и водоемах, не убивать лесных жителей, не брать их домой.)

- Наше занятие я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

- Ну, а сейчас, давайте проверим, кто как работал. Поднимите руки у кого 1 жетон, 2 жетона …

Вы большие молодцы! Надеюсь, что на следующем занятии вы будете такими же активными, как и сегодня.

- А теперь наведите порядок на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

Проект в подготовительной группе «Открывая Красную Книгу». Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами редких (исчезающих) животных, птиц, растений, рыб; с исчезающими видами в Николаевском районе Хабаровского края; с работой заповедник

Воспитатель МБДОУ №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре: Хазиева С.И.Проект в подготовительной  группе «Открывая Красную Книгу».Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами р...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»...

Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»

Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"...

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...