Конспект занятия в старшей группе "Неофициальные символы России". Образовательная область: познавательное развитие.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Романова Наталия Львовна

Данный конспект занятия разработан на основе примерного тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neofitsialnye_simvoly_rossii_st._gr._1.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

КОНСПЕКТ

занятия в старшей группе

«Неофициальные символы России»

образовательная область: познавательное развитие

                             

                                                               воспитатель: Романова Н.Л.

2021 г.

Цель: воспитание у детей уважения к своему народу, любви к Родине,
гордости за нее, уважительно относиться к символам России.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с тремя основными
    неофициальными символами России (березкой, матрешкой, ромашкой);
  • Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к Родине, ее
    истории и культуре, воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • Развивающие: развивать речь детей (умение отвечать полным
    предложением, выразительно читать стихотворения), умение подбирать
    слова-признаки к существительному, развивать внимание и память, мелкую
    моторику, творческие способности детей.

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя о русской матрешке.
  2. Наблюдение в природе белоствольной березки.
  3. Разучивание стихов о березе, о матрешках.
  4. Разучивание песни «Моя Россия» (муз. Г.Струве).
  5. Работа в изоуголке - роспись силуэтов матрешек.

Оборудование: макет дерева березы, листья березы, колокольчик, поезд
из стульев, шкатулка, матрешки, платочки, картинки с изображением
луговых цветов, предметные картинки с изображением неофициальных
символов, диск со звуками природы.

Ход занятия

  • Оргмомент.
  1. Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздоровается.
  2. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) А еще наше
    государство правильно называется Российская Федерация.
  3. Россия для нас что? (Отечество, Родина, Матушка).
  4. Почему Россию мы называем Отечеством? Родиной? Матушкой?
    (Ответы детей)
  5. Какие 3 символа - 3 отличительных знака есть у любой страны, в том
    числе и у России? (Флаг, герб и гимн)
  • Сообщение темы занятия.
  1. Флаг, герб и гимн - это официальные символы России, которые
    приняты законом. А есть еще у России неофициальные символы. Они не
    утверждены законом, но о них вспоминает любой русский человек, даже
    находясь далеко от дома. Хотите с ними познакомиться? (Да, хотим)
  2. А для этого надо отправиться в путешествие по России.
  3. На каком транспорте можно путешествовать? (Дети перечисляют).
    Предлагаю совершить путешествие на поезде: мы сможем сделать остановки
    в разных городах России и все хорошо рассмотреть через окна.

Поезд нас уже ждет (поезд построен из стульев). Машинистом буду я.
Поскорее занимайте свои места, поезд отправляется. (Звенит колокольчик.
Дети имитируют движение поезда и произносят вместе с воспитателем
чисто говорку).

Мимо леса и полей

Мчится поезд все быстрей
Паровоз дает гудок,
Мы приедем точно в срок!

  • Работа по теме.
  1. Русская белоствольная березка.

Остановка «Березовая роща». Макет дерева березы. Под ним березовые
листочки.

  1. Пока едем, включить диск «Звуки леса»!
  • Послушайте, куда мы приехали? (В лес)
  • Выйдем, посмотрим! (Дети выходят из поезда, становятся вокруг
    березки)
  • Ребята, посмотрите, какая красивая березка, белоствольная, кудрявая,
    похожа на русскую красавицу.
  • Кто знает, как называется лес, в котором растут одни березки?
    (Березовая роща)
  • Для многих людей символом России является белоствольная
    березонька (воспитатель показывает на дерево), потому что таких берез и
    березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром этому дереву многие
    русские поэты посвящали стихи.
  1. Рассказывание стихотворения о березке.

- Послушайте стихотворение «Люблю березу русскую» А.Прокофьева,
которое расскажет Андрей.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

  1. Издавна вокруг березки водили хороводы, пели песни. Заведем
    хоровод вокруг березки.

Березка моя, березонька,        Дети идут хороводом, взявшись за

Березка моя белая.        руки.

Березка моя белая,
Березонька кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька березонька,

Меняется направление движения

Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.

в хороводе.

Стоишь ты, березонька,

Дети        останавливаются,

Посередь долинушки.

поднимают руки вверх. Опускают

Под тобой, березонька,

руки. Машут руками из стороны в

Трава шелковая.

сторону.

  1. Д/у «Скажи, какая?»
  2. Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
  3. А что осенью происходит с деревьями? (Листья на них желтеют,
    меняют свой цвет и опадают).
  4. Что случилось с нашей березкой? (У нашей березки листья
    пожелтели, а некоторые листочки уже слетели с дерева).
  5. Листочки с березы (какие?) - березовые. Возьмите каждый по
    березовому листочку и скажите, березка какая? Опишем березку. Кто скажет
    слово-признак, положит свой листочек в эту шкатулку. (Воспитатель
    показывает шкатулку с листочками.) Посмотрите, сколько много слов-
    признаков мы подобрали, какая наша березка красивая и разная.
  6. Попрощаемся с лесом. Путешествие продолжается, занимайте свои
    места. Поезд отправляется. (Убирается береза. Звенит колокольчик. Дети
    имитируют движение поезда и произносят вместе с воспитателем
    чистоговорку).
  1. Матрешка. Остановка «Веселая ярмарка».

(Пока поезд едет, включить звуки ярмарки (кассету).

  • Чьи же это голоса? Да это же ярмарка.
  • Как здесь шумно да весело, как много разного товара. Выйдем,
    посмотрим! (Дети становятся на ковре полукругом).
  1. Беседа с детьми.
  • Ребята, а что же продавали на ярмарке? (Русские народные игрушки,
    расписную посуду, мебель, домашних животных, продукты и овощи).
  • Почему ярмарка веселая? (Потому что здесь можно было не только
    купить или продать товар, но и повеселиться: спеть песни, сплясать,
    посмотреть представление).
  • Главными заводилами были скоморохи. «Они развеселые потешники,
    известные посмешники. За медный пятак покажут все этак и так».
  1. Зона ярмарки - стол с разными матрешками, которые накрыты
    платком.
  • Пойдемте посмотрим, что продают за тем прилавком? (Ребята встают
    полукругом у стола с матрешками).
  • Ребята, продавца нет, да и товар накрыт платком.
  • Отгадайте, что же здесь продают?

Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка. (Матрешки)

(Воспитатель снимает платок). Правильно, здесь торгуют
матрешками.

  • Из какого дерева делают матрешки? (Из липы).
  • Кто мастерил матрешек? (Мужчины сначала вырезали самую
    маленькую, а затем все больше и больше).
  • Кто расписывал? (Женщины с помощью перышек и кисточек
    расписывали матрешек по-разному).

- Из чего состоит узор? (Узор состоит из красивых цветов, листиков,
ягодок и завитков).

  1. Посчитаем матрешек.

- Послушайте задачку:

Шли подружки по дорожке,
Было их совсем немножко:
Две матрешки,
Три матрешки
И одна матрешечка.

- Сколько у нас матрешек?

  1. Известная игрушка Матрешка.

- Матрешка, наверное, самая известная русская национальная игрушка.
В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке
написано много стихов. Вот послушайте наших девочек. (Повязать платки).

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одёжки
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.

Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
- И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?

Пыль клубиться по дорожке.

Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех Матрёшками зовут.

Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

Из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке.

А.Алехин

  • Попрощаемся с Матрешками. Какие они красивые, яркие, нарядные.
    Так и хочется одну купить на память. Вот эту, самую красивую. Но так
    просто мы ее не можем взять. Оставим продавцу монетку на столе и возьмем
    Матрешку.
  • Мы поедем дальше. Занимайте свои места. Поезд отправляется.
    (Звенит колокольчик. Произносится чистоговорка).
  • Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Выходите (Дети встают
    около доски полукругом).

IV. Подведение итогов.

  • Ребята, расскажем нашим гостям, где мы побывали, когда путешествовали? (В берёзовой роще, на ярмарке, на лугу).
  • С какими неофициальными символами России мы познакомились во время путешествия? (Дети называют: мы познакомились с берёзкой, матрёшкой, ромашкой). На доске вывешиваются картинки с этими символами.
  • Ребята, а на ярмарке мы на память купили большую матрёшку. Как вы думаете, что внутри этой матрёшки? (Матрёшки поменьше). Посмотрим. (Воспитатель открывает матрёшку).
  • Эта матрёшка с угощениями. Посмотрите, здесь шоколадные конфеты «Ромашка». С ними мы потом будем пить чай.
  • Во время путешествия мы увидели, как красива наша страна Россия, какая восхитительная природа. А сколько прекрасных песен о России. Одну из них мы с вами исполним.
  • Песня «Моя Россия», музыка Георгия Струве. (Воспитатель включает запись песни).
  • Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята, за занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Матрешкино новоселье" 1 млдшая группа, образовательная область «Познавательное развитие» (сенсорика + ФЭМП)

Занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, построено на едином сюжете, с использованием ИКТ.  Включены задания по сенсорике, элементарной математике, упражнения с Монтессори - мат...

Конспект занятия с учетом требований ФГОС по образовательной области «Познавательное развитие» - «Деньги и их история» для подготовительной группы

Конспект занятия с учетом требований ФГОС по образовательной области «Познавательное развитие» - «Деньги и их история» для подготовительной группы...

Конспект занятия "Подсолнух". Вторая группа раннего возраста. Образовательная область "познавательное развитие"

Цель занятия: сформировать представление о природном объекте – подсолнухе, его особенностях.Задачи:Образовательные:знакомить детей с ранее неизвестным цветком – подсолнухом;расширение знан...

Конспект ООД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»

С использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...