Конспект занятия "День Конституции РФ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Желтухина Наталия Юрьевна

Конспект занятия для ознакомления детей с днём Коституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_konstitutsii_rf.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8» г. Канаш

Конспект познавательного занятия

на тему:

«День Конституции РФ»

        Выполнила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №8» г. Канаш

Желтухина Н. Ю.

г. Канаш 2023 г.

Программное содержание: формировать у детей представление о Конституции - основном Законе государства. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Закрепить понятия: «закон», «право», «обязанность». Развивать познавательный интерес к своей стране, её законам. Формировать умения рассуждать, высказывать своё мнение. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Материал: плакаты с изображением конституции РФ, государственных символов России, гимн РФ. Игра «Можно – нельзя» (2 команды раскладывают карточки с изображением действий на природе)

Ход:

Воспитатель: Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Одной из таких дат является 12 декабря. В этот день вся страна отмечает День Конституции.

12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации – это самый главный закон, в котором описаны все права и обязанности граждан страны. Его обязаны соблюдать все и Президент, и взрослые, и дети. (Показ конституции)

Ещё много лет назад, люди начали задумываться о том,

  • Что им можно делать и что нельзя?
  • Что они обязаны делать и что не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошную неразбериху. Сначала Конституцию придумали и записали учёные. Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся всенародный опрос, где каждый гражданин мог проголосовать за принимаемые в государстве правила. Оказалось, что большинство граждан согласны с ними. Так была принята наша Конституция.

Воспитатель: А знаете, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях государства. А как нужно слушать гимн? (Прослушивание гимна страны стоя).

Игра «Знатоки нашей Родины»

А сейчас мы посмотрим, какие вы знатоки нашей Родины. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какого цвета флаг России? Что означают цвета флага?

2. Что изображено на гербе России?

3. Кто президент России?

4. Какая страна самая большая в мире?

5. Назовите столицу нашей родины.

         Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие,        (тянемся на носочках вверх)

Реки - глубокие,                                    (присаживаемся на корточки)
Степи - широкие,                                 (
раскидываем руками)
Леса - большие,                                    (
руки вверх)
А мы - ребята вот такие!                      (
показываем большой палец)

Воспитатель: В Конституции прописаны все наши права, которыми мы можем пользоваться. Давайте вспомним самые главные из них:

  • Каждый человек имеет право на свободу слова
  • Каждый человек имеет право на бесплатное среднее образование
  • Каждый человек имеет право на работу
  • Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
  • Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

Государство заботится о своих гражданах, о нас с вами, чтобы мы могли жить счастливо, спокойно и достойно. Вот послушайте стихотворение.

«Права есть у взрослого и у ребёнка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котёнка,

И чистой водой на рассвете умыться

Ребёнок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребёнок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да! Нет!». Я зачитаю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

  •  Россия – наша страна? – Да!
  •   Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
  •  Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
  •  Защищён ли человек законом? – Да!
  •  Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
  •  Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
  •  Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
  •  Имеет ли человек право на обучение? – Да!
  •  Имеет ли человек право на лечение? – Да!
  •  Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Воспитатель: Ещё одно право записано в нашей Конституции – право на благоприятную окружающую среду.

Это значит, что вода должна быть чистой, воздух без вредных для здоровья примесей, продукты в магазинах свежие. И леса должны летом не гореть и мучить людей дымом, а давать прохладу и кислород. Государство должно следить за всем этим. Но страна – это все мы. И мы должны стать друзьями природы и заботиться о ней.

Игра «Можно – нельзя» (2 команды раскладывают карточки с изображением действий на природе)

Воспитатель: В Конституции записаны не только наши права, но и наши обязанности. Давайте познакомимся с главными из них.

  • Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.
  • Уважать права и свободу других граждан.
  • Сохранять природу и окружающий мир.
  • Беречь памятники истории и культуры.
  • Защищать свою страну, своё Отечество. Главная обязанность наших мужчин – служба в армии.

Физминутка: «Будем мир мы защищать»

« Раз, два, три, четыре, пять.         Поочерёдно соединяют пальчики обеих рук. 

Будем мир мы защищать!              Жмут руки друг другу.

На границе встанем,                       Прямые руки вытягивают вперёд. 

Всех врагов достанем.                   Шаг, выпад вперёд. 

Будем чаще улыбаться,                  Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 

А не ссориться и драться!              Обнимаются друг с другом.

Воспитатель: Действительно, вы самые дружные дети! А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

  1. В какой сказке и кто держал девочку взаперти в лесу и не отпускал домой к бабушке и дедушке?

    («Маша и медведь». Медведь нарушил право на жизнь и свободу.)

  1. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве?

     («Приключение Буратино», Карабас-Барабас).

  1. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?

    (Баба Яга).

  1. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?

     (Снежная Королева).

  1. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?

     (Дед из сказки «Репка»)

Рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, помните, что сегодня достойный гражданин России – это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что вы будете именно такими гражданами своей страны, а поможет вам в этом наша Конституция - основной закон РФ.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он -

Конституции Закон.

И с тех пор за годом год

Его чествует народ.

С Конституцией дружить

Значит, по закону жить!