конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "В мире насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

для воспитателей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye1.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «В мире насекомых».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.

Задачи:

Образовательные: углублять, расширять и обобщать преставления детей о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания. Активизировать словарь по теме. Совершенствовать умение составлять предложение из слов. Закреплять умение правильно использовать в речи предлоги (на, в, под, за, между).

Развивающие: развивать навык связной речи. Развивать умение обосновывать свои суждения. Формировать самоконтроль и самооценку. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, воображение, память. Закрепить умение рисовать по клеточкам. Развивать моторику рук и пальцев.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым и к природе. Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей. Развивать умение подчинять свои действия инструкциям.

Оборудование: компьютер, флешкарта.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Бабочки, кузнечики, жуки.)

Слайд 2. Насекомые на лугу.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом тех, кого мы перечислили? (Насекомые.)

Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Тело насекомого имеет свои особенности, оно состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка.

Слайд 3. Строение насекомого.

 

Воспитатель: На голове располагаются глаза, рот, усы. На туловище - три пары конечностей, то есть всего шесть лапок, и крылья.  У некоторых на брюшке есть жало. Назовите у кого. (Пчела, шмель, оса.)

Слайд 4. Пчела и слепень.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые? (Пыльцой, травой, цветами.)

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни - питаются нектаром. Например, шмели и бабочки.

Слайд 5. Шмель и бабочка.

Воспитатель: Другие - поедают листья и стебли растений. Например, жуки-листоеды, жук майский.

Слайд 6. Жук-листоед и жук майский.

Воспитатель: Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых. Назовите их. (Это стрекозы, кузнечики, муравьи.)

Слайд 7. Стрекоза и кузнечик.

 Воспитатель: Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

Слайд 8. Мухи и тараканы.

Разминка для пальчиков рук « Насекомые».

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:                                 (сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.                      (поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?                                 (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                                      (прячем руки за спину)

Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое? (Бабочка.)

Слайд 9. Бабочка.

Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки? (Крылья бабочки сравнили с цветком.)

Воспитатель: Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие.)

Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)

Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки? (Нектаром цветов).

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

Воспитатель: А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи-ка скорее кто это? (Божья коровка.)

Слайд 10. Божья коровка.

Воспитатель: Ребята, божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую, необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлей.

Слайд 11. Тля.

Воспитатель: Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.

Воспитатель: На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны.

Слайд 12. Жук.

Воспитатель: А теперь ответьте мне на вопрос: сколько ножек у жука? (Шесть.)

Воспитатель: А есть ли крылышки? (Да.)

Физкультминутка «Божья коровка».

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

Мы божьи коровки                             (прыжки)

Быстрые и ловкие,                              (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем,          (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём             (идём по кругу)

В лесу черника                                    (тянемся вверх)  

и грибы.                                               (приседаем)

Устали ноги от ходьбы,                     (наклоны)

И кушать мы давно хотим,                (гладят животик)

Домой скорее полетим.                      (летят на свои места)

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. (Пчела.)

Слайд 13. Пчела.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки? (Да.)

Воспитатель: А ножки? Сколько их? (Шесть.)

Воспитатель: Правильно! Пчёлы – это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.  

Слайд 14. Пчелиный улей.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся на опушку леса. Что это там под сосной? (Муравейник.)

Слайд 15. Муравейник и муравей.

Воспитатель:

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может. (Муравей.)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи? (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева.)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

Воспитатель: А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

Слайд 16. Кузнечик.

Воспитатель: Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они? (Длинные, три пары.)

Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.

Воспитатель: А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи… (Стрекоза.)

Слайд 17. Стрекоза.

Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы? (Две.)

Воспитатель: А ног? (Три.)

Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает.  А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых? (Потому что у неё две пары крыльев.)

Воспитатель: Наше путешествие по лугу подошло к концу.  Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. О, ком мы сегодня разговаривали? (О насекомых.)

Воспитатель: Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

Чем питаются насекомые? С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя.)

Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"

Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Буква и звук Ю».

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.Задачи: - познакомить с буквой и звуком Ю;- продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;- закреп...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает».

Цель: создание условий для развития речи детей посредством включения их в игровую деятельность....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".

Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....