Консультация: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Иголкина Вера Александровна

Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам

искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти

чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и

делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему

наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное

состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим

выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между

разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее

развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в

природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с

этим идет формирование у детей эстетически относится к миру,

воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать

красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями

людей и природы.

Сознательно организуемое и направляемое педагогом знакомство

ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с

создания его целостного образа. При этом правильные представления о

предметах легче всего формируется в процессе непосредственного

чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного.

Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемые словесным

путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно

связаны между собой. Предметы и явления окружающей действительности

обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция,

звучание, запах и т.п.).

Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить

характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Если

предмет не оставляет ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение

переходит в активную деятельность: в стремлении сохранить

понравившуюся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать

в стихах, сочинить сказку и Т.Д.).

Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с

бережным отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают,

что природу нужно беречь, но, лишь дополнительные эстетическим

чувствам, положительным отложением, эти знания влияют на их поведение;

наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их

практическую деятельность по ее охране, умножение ее богатств.

Экологическое воспитание занимает в развитии личности особое место.

Средствами развития эстетических чувств у детей являются и

прослушивание музыкальных произведений, посвященным природным

явлениям, сезонам, рассматривание полотен великих художников, а также

знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе, большое значение

имеют и наглядные пособия.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в

актуальное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами

познания связей между предметами' и явлениями позволит именно игра:

«Отражая впечатление от жизненных явлений в образах игры, дети

испытывают эстетические и нравственные чувства, Игра способствует

углубленному переживанию детей, Расширению их представлений о мире».

(Т.С. Комарова).

Чем разнообразней по содержанию игровые действия, тем интереснее и

эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель

ориентируется на знания детьми жизненных ситуаций и особенностей

поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие

педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и

связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает

педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми,

учит им игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и

как его участник. Игра требует от ребенка точности в своих правила: он

должен быть внимательным. к развивающемуся в совместной игре со

сверстниками сюжету, он должен запоминать все обучения, должен быстро

сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой

надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и

умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как

процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети

легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы,

на людей. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный

художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые

моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень

нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои

знания. Могут быть сгруппированы следующим образом:

- игры по ознакомлению с флорой и фауной;

- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

- игры по ознакомлению с деятельностью человека.

В нашей работе с детьми мы использовали дидактические игры, которые

«укладываются» в эту классификацию. Чтобы игра прошла успешно и цель

была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим

красочным материалом, с которым дети будут непосредственно работать,

выполняя задания той или иной игры. Большие размеры наглядного

материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Комнатные растения как средство воспитания интереса и любви к природе"

   Цель:  показать значение комнатных растений в ознакомлении дошкольников с окружающей природой.  Особое внимание педагог уделяет возникновению эстетического чувства ...

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В наше время очень остро стоит проблема нечитающих детей и родителей.   Я предлогаю через консультацию и анкетирование родителей изучить читательскую ситуацию в семьях ,круг детского чтения;-расш...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу»

консультация для родителей "Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу"...

Консультация «Воспитание у детей любви к природе»

Консультация «Воспитание у детей любви к природе»...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу»

Величие и неповторимая красота природы привлекают внимание человека с самого раннего возраста. Звучные песни птиц в лесу, пестрые и нежные цветы в поле, журчание горного ручья, красота осеннего леса, ...