КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира тема: «ЦВЕТЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Буга Наталия Николаевна

Цель НОД: формирование целостной картины мира живой природы, расширение  и закрепление знаний  детей о цветах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                                                           «Средняя общеобразовательная школа «Бугровский центр образования №3»

КОНСПЕКТ

 совместной деятельности педагога с детьми

 в подготовительной к школе группе

по формированию целостной картины мира

тема:   «ЦВЕТЫ»

                                                                    Автор работы: Буга Наталия Николаевна

                                                                       Должность: воспитатель

                                                                              Категория:   высшая  квалификационная  

                                                                                                        категория

Ленинградская область,

Всеволожский район,

поселок Бугры 

2023 год.

       Место НОД в изучении темы: итоговое занятие в соответствии с календарным планом по лексической теме «Цветы».

Цель НОД: формирование целостной картины мира живой природы, расширение  и закрепление знаний  детей о цветах

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию
  • Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка : стебель, листья, корни, соцветия
  • Познакомить с особенностями некоторых  цветов (мать-и-мачеха, астра,  нарцисс, ирис, фиалка)
  • Закреплять и систематизировать знания детей о  первоцветах, полевых цветах, садовых цветах
  • Учить находить признаки сходства и различия.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

      «Речевое развитие»:

  • Активировать словарный  запас детей
  • Развивать связную речь путём построения полных ответов на вопрос.
  • Учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными ( один, два, три, пять).  
  • Развивать  монологическую  речь
  •  Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать умение работать в группе, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать аккуратность
  • Учить эмоционально  откликаться на результаты своей деятельности

     «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать воображение и творческие способности

«Физическое развитие»:

  • Снятие мышечного напряжения и усталости  развитие мелкой моторики рук.
  • Способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координации движений
  • Развивать зрительную память, внимание
  • Развитие мелкой моторики  пальцев рук при работе с бумагой

Планируемые результаты НОД:  ребёнок  проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; владеет устной речью; может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам  в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен. Владеет основными движениями. Может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки ОД:  коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение определять виды цветов; выделять их  существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действия по заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Используемое оборудование:  

- магнитофон,

- запись музыкального произведения для прослушивания  П.И. Чайковский  «Вальс  цветов»

- табличка «Музей цветов»

-ленточка для разрезания для входа в «музей»

- оформленная  выставка детских рисунков  «Цветы»,

- репродукции цветов садовых, полевых  и первоцветов для дальнейшего приклеивания  (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, крокус, медуница, ветреница, хохлатка; нарцисс, тюльпан, роза,  георгин, ирис, астра, гвоздика; колокольчик, мак, незабудка, василёк, клевер, зверобой, ромашка, одуванчик…

- фотографии с природным пейзажем (лес с проталинами, прилески с остатками снега, голыми кустами и деревьями, сухой травой )

- фотографии летних пейзажей (сад, парк, дача в кругу зелёных кустов и деревьев)

- фотографии летних пейзажей (поля, луга)

- лупы по количеству детей,

-  веточки  растений для исследования по количеству детей,

-  нарисованные рамы. На белом фоне внутри рам изображены пустые вазы.                          формат А-1 – 3 штуки, Рамы  подписаны: «Полевые цветы», «Садовые цветы»,  «Первоцветы»

- 3 мольберта для нарисованных рам

 - двусторонний скотч,

- ножницы и клей-карандаш  по числу детей,

- корзина,

- фишки синего, зелёного и красного цветов для распределения детей на 3 команды,

- карточки с изображением эмоций каждого вида (грустный весёлый, равнодушный смайлик) по количеству детей,

- игрушка-помощник ёжик,

- 3 обруча,  

 Предварительная работа:

- Чтение художественных произведений про мир цветов:   К.Паустовский «Заботливый цветок»,     В.П. Катаева «Цветик- Семицветик»

- Разучивание стихов о цветах.

 - Беседа о цветах.

 - Заучивание загадок.

 - Рассматривание фотографий, картинок с изображением садовых, полевых  цветов и   первоцветов.

 - Придумывание и рисование цветов с использованием технологии ТРИЗ

  -Изготовление цветов в технике оригами «Тюльпан»

 - Проведение дидактических игр, упражнений.

I. Вводная часть - 3 минуты.
II. Основная часть - 25 минут.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)   - 2 минуты.

Ход занятия.

I. Вводная часть 

Воспитатель включает фонограмму музыки цветов, дети входят в группу. На двери табличка «Музей цветов». На стенах развешены детские рисунки с цветами. В центре группы стоят три мольберта с прикреплёнными к ним большими белыми листами-рамами для картин. Изображения внутри рам нет, только пустые вазы. Рамы подписаны: «Полевые цветы», «Садовые цветы»,  «Первоцветы». Вход в «Музей» преграждает натянутая ленточка.

Дети заходят в группу, осматриваются

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам придут гости. Я пригласила их специально посмотреть выставку картин с цветами  в нашем музее цветов.

Воспитатель:

- Давайте проверим, всё ли в порядке  в музее. Какая замечательная выставка картин!  Ой, кажется, здесь что-то случилось!

Дети: - Не хватает 3-х картин!

- Наверно, сюда пробрался злой волшебник и стёр изображение с  картин… Кажется, их кто-то похитил!

Воспитатель: - Интересно, а что тут было нарисовано? (читаю названия картин: «Полевые цветы», «Садовые цветы»,  «Первоцветы»)

-Скоро музей откроют, гости расстроятся, если увидят пустые рамы. Давайте поможем восстановить картины в соответствии их названиям!

Дети: - Давайте! Дети с удовольствием соглашаются.

Воспитатель: - Для этого нам нужно знать, какие цветы являются первоцветами, полевыми и какие  растут на клумбах в садах и огородах. Нам надо провести расследование, чтобы их правильно поместить внутри  каждой  из этих рам.

-Что же придумать?

Дети: ответы детей

Воспитатель: -Точно, мы отправимся в путь на машине времени! Потому что нам понадобятся не только цветы-первоцветы, которые первыми появляются после зимы. Но и те, которые  цветут  и  летом  и осенью.

- Итак, мы отправляемся в путь на машине времени ! Для этого мы встаём внутри обручей (машины времени)  закрываем глаза и 3 раза поворачиваемся вокруг своей оси, вместе с детьми  проговаривая слова: «Раз, два, три – в будущее загляни!»

II. Основная часть

(После этого воспитатель подводит  детей к импровизированной полянке с картинками цветов-первоцветов)

Дети разглядывают фотографии с природным пейзажем (лес с проталинами, прилески с остатками снега, голыми кустами и деревьями, сухой травой )

Воспитатель: давайте догадаемся, где мы с вами оказались, в каком времени года?.

Дети: это весна, лесные полянки

-Ура, вот и первые цветочки!  Узнаёте? Давайте вспомним, что это за цветы и почему они так называются.

Дети: это  первоцветы, они раньше всех появляются из-под снега. (называют цветы)

Воспитатель: молодцы. А вот с некоторыми из этих  цветов мы познакомимся получше.

Мать-и-мачеха. Кто знает, почему её так назвали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: у этого цветка необычные листья: с одной стороны они гладкие и холодные, как характер неродной матери, мачехи;  а с другой стороны они мягкие и тёплые как объятья родной матери.

Воспитатель: - Итак, ребята, так  почему же  эти цветы назвали «первоцветами»?

Дети: эти цветы первыми появляются после зимы

Воспитатель: - Конечно, эти цветы первыми появляются после зимы! Поэтому их называют первоцветами.

Дидактическая Игра  1 «Посчитай»

Воспитатель: -Давайте поиграем.   (Воспитатель показывает картинку с изображением цветка и предлагает  каждому ребёнку составить предложение по образцу: « Я нашёл (нашла) один подснежник, два подснежника…». Цель- согласование количественного числительного с существительным

Дети составляют предложения по образцу: « Я нашёл (нашла) одну хохлатку, две хохлатки (два цветка  хохлатки) …»

Воспитатель: - Давайте повторим, какие цветы мы нашли на этой полянке?

Дети называют цветы. (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, крокус, медуница, ветреница, хохлатка, гиацинт).  Дети забирает картинки цветов  и складывают их  в корзину.

Воспитатель: - Ребята, нам пора отправляться дальше. Для этого мы снова отправляемся в машины времени,  закрываем глаза и 3 раза поворачиваемся вокруг своей оси, вместе с детьми  проговаривая слова: «Раз, два, три – в будущее загляни!»

(После этого воспитатель подводит  детей к импровизированной   клумбе  с   садовыми  цветами)

Воспитатель - Прошла весна, а за весной наступило какое время года?

Дети -  лето.

Воспитатель - Давайте попытаемся догадаться, где мы с вами оказались!

Дети: разглядывают фотографии летних  пейзажей (сад, парк, дача с зелёной травой в кругу зеленых кустов и деревьев)

Ответы детей:  это время года лето, это сад, парк, огород  или  дача…

                                                   Артикуляционная гимнастика:

Воспитатель  вместе с детьми садится  на подушечки  вокруг  импровизированной   клумбы.  

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кого я нашла! Это ёжик! Это наш старый  знакомый…Что он тут делает? Бегает из стороны в сторону…  Давайте покажем язычком, как бегает  ёжик  (Воспитатель  вместе с детьми совершает движения языком между губами и зубами из стороны в сторону. При  этом рот закрыт)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: -Ёжик, наверно, хочет понюхать цветочки, но не достаёт до них. Поможем ему!

Дети выполняют упражнения «нюхают цветы».

Гимнастика на развитие мимических мышц.                                                              

Воспитатель: - Ёжик сказал мне, что одна бабочка сегодня прилетала на клумбу, она очень хотела увидеть, как будет распускаться её любимый цветок. Давайте представим, какую радость она при этом испытывала! (Воспитатель  показывает карточку с изображением эмоции радости).

Дети изображают радость.

Воспитатель:-Но цветка на месте не оказалось. (Воспитатель  показывает карточку с изображением эмоции удивления). Дети изображают  удивление.  Воспитатель: - Подул ветерок, и цветочек выглянул из-под лопуха (Воспитатель  показывает карточку с изображением улыбки).

Дети изображают улыбку.

Воспитатель:-Но сильный ветер сорвал лепестки с цветка(Воспитатель  показывает карточку с изображением эмоции огорчения)                                                                                  Дети изображают огорчение.

                                         Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: - Ребята, давайте  покажем ёжику, как распускается цветок…           (Исходное  положение:    Ладони  подняты вверх , пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.  Цветок распускается:  разводим  одновременно  пальцы  рук в стороны, а потом  сводим  пальцы вместе.)                                                                                      Солнце поднимается-

Цветочек распускается!

Солнышко садится-

Цветочек спать ложится.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Воспитатель: - Пора рассмотреть, что же за цветы растут на клумбах в садах и огородах. Воспитатель: - Попробуйте отгадать загадки:

 Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик.

Цветок тот похож.   (Тюльпан)

Есть у весеннего цветка

 Приметы, чтоб не ошибиться:

Листик — как у чеснока,  

А корона — как у принца!     (Нарцисс)  

Я – травянистое растение

 С цветком сиреневого цвета.  

Но переставьте ударение,

 И превращаюсь я в конфету.    (Ирис)

Воспитатель: ребята, какие ещё цветы вы знаете?

Ответы детей: нарциссы, тюльпаны, розы, гиацинты, георгины, ирисы, астры, гвоздики… Дети называют цветы и складывают  их в корзину.

Воспитатель: -Как вы думаете, из каких частей состоит цветок?  

Ответы детей:    стебель, корень,  листья,  соцветия.

Воспитатель:  -Посмотрите, у всех цветов  есть стебли, но они разные:    прямостоящие у флоксов, колючие у розы, стелющиеся у настурции, с короткими стеблями у анютиных  глазок. И корни тоже все разные.- И сами листочки на ощупь  разные. Вы когда-нибудь трогали их?

Дидактическая игра  2 «Сравни»

(Воспитатель  предлагает  сравнить пару цветов по принципу противоположности : у одуванчика листья резные длинные, а клевера тройные, округлые…)                                                       Дети берут изображения цветов и отправляются дальше за воспитателем.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему этот цветок назвали нарциссом?

Ответы детей…..

Воспитатель: По легенде в Греции жил юноша. Он был очень красив собой. Однажды в него влюбилась девушка... а он был влюблен в свое отражение в воде.. он мог любовался собой часами... и в отместку за самолюбие греческая богиня Афродита превратила его в цветок  Нарцисс. Видите, соцветие у нарцисса  наклонено вниз,  как будто он смотрится в воду и по-прежнему любуется своим отражением.

Воспитатель: - Ребята, нам пора снова отправляться дальше. Для этого мы опять занимаем места в  машинах времени,  закрываем глаза и 3 раза поворачиваемся вокруг своей оси, вместе с детьми  проговаривая слова: «Раз, два, три – в будущее загляни!»

Открывают глаза, отправляются к импровизированной полянке с полевыми цветами.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.         (Ходьба друг за другом с высоким подниманием колен, как       будто перешагиваем через камни, кочки, растущие цветочки)

Тысяча цветов вокруг!            (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр                                                                                                                                       И направо и налево.         (Наклониться и коснуться  левой ступни правой рукой,                                                    потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,  

 Позвоночник растянули.              (Потягивания — руки вверх.)                                                  Отдохнуть мы все успели                                                                                                                             И на место снова сели.        (Дети садятся на ковёр вокруг импровизированной поляны полевых цветов.)

                                                                                                                                                     Воспитатель: -Вот мы с вами незаметно оказались в поле, а рядом раскинулся прекрасный луг .(Воспитатель подводит детей к импровизированной поляне  полевых  цветов) с фотографиями летних пейзажей (поля, луга)

 Воспитатель: Где мы с вами теперь оказались?

Дети: -  на полянке , на лугу 

Воспитатель: -Посмотрите, сколько разных цветов ещё. Как вы думаете, что общего у этих цветов?

Дети: - это полевые цветы…

Воспитатель: - Как вы думаете, за полевыми цветами кто-нибудь ухаживает? А за садовыми?

Ответы детей…полевые  растут на полях, сами по себе, за ними никто не ухаживает…

Воспитатель:  - Какие цветы вы знаете?

Ответы детей…колокольчик, мак, незабудка, василёк, клевер, зверобой, ромашка, одуванчик… 

Воспитатель:-Ребята, как вы думаете, зачем цветы нам нужны?

Ответы детей: Мы любуемся их красотой, они предсказывают погоду, помогают определять время, кормят пыльцой и нектаром насекомых)

Воспитатель:- А знаете ли вы, что многие цветы лекарственные? Кто знает такие цветы?

Ответы детей

Воспитатель:- Если у Ани пропадёт аппетит, мы напоим её настоем из корней одуванчика. Из листьев одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. Можно сварить варенье. Заболит голова  у Маши – напоим отваром из ромашки. Заболит горло у Полины – будем полоскать настоем календулы. А если мы вдруг с вами закашляем – придётся пить настой из мать-и-мачехи.

Воспитатель: - Можно ли просто так рвать и бросать  цветы?

Ответы детей…

Воспитатель: - Я хочу рассказать вам историю про одну женщину, которая однажды принесла из леса целую корзину фиалок, навязала из них букеты, чтобы продать на рынке. А потом улеглась спать.      Засыпать было приятно, цветы дурманили голову сильным сладким ароматом. Некоторые цветы выделяют особые защитные вещества - фитонциды , убивающие микробов. Но есть среди них такие, которые в большом количестве, могут быть опасны для жизни человека. Для цветов это средство защиты, если их обидел человек. Не знала этого женщина. Она очень крепко заснула, и пришлось даже вызвать врача. Он приехал и определил довольно сильное отравление. Так некоторые  цветы  защищаются, чтобы их не  истребляли.

Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами – цветы. Что вы почувствуете, если рядом с вами окажется человек, который не умеет видеть и ценить красоту вокруг себя и захочет вас обидеть?

Дети пытаются рассказать о своих  ощущениях, изображают пластическими средствами, как им страшно, больно, обидно….

Экспериментально – исследовательская деятельность.

Воспитатель:- А что происходит, когда мы срываем растение? Давайте возьмём лупы и посмотрим на веточку растения, которую  только что сломали. Что вы видите?

Дети: - веточка выделяет влагу - слёзы.

Воспитатель: - Какой вывод мы сделаем?

Дети:  им больно, давайте беречь растения!

Воспитатель: - Кажется, нам пора возвращаться обратно в музей. Где наша « машина времени»? Мы закрываем глаза и 3 раза поворачиваемся вокруг своей оси.

Воспитатель:- А теперь пора восстановить картины. (Воспитатель предлагает детям взять по одной цветной фишке – красной, синей или зелёной. В соответствии с цветом фишки дети делятся на команды и выбирают из корзины только те цветы, которые соответствуют условию: красная- первоцветы, синяя- садовые, зелёная - полевые)

Дети приклеивают отобранные  цветы в пустые картины

Дидактическая  Игра 3

Каждый ребёнок,  приклеивая цветок в соответствующую картину, должен назвать его  ласково: «В моей вазе ромашечка, тюльпанчик, розочка….»

Цель: Подведение итогов, анализ познавательного и эмоционального состояния детей, обобщение полученных знаний.

Воспитатель: -Вот и готовы наши картины. Давайте проверим, правильно ли мы их составили.

Дети называют цветы в своих букетах:    первоцветы -  подснежники, ландыши, мать-и-мачиха, медуница, сон-трава, ветреница, купальница….Полевые цветы:      ромашки, васильки,  колокольчики, клевер, чистотел, зверобой, пижма…Садовые цветы:   ирисы, тюльпаны, нарциссы, розы, гладиолусы, лилии…

Воспитатель: - Принесли птицы на крыльях весну. От тёплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы –

Дети: -  первоцветы

Воспитатель: - Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы: Дети: - полевые цветы.

Воспитатель: - Яркими красками нарядились парки и сады. Распустились на клумбах – Дети: - садовые цветы! 

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вот вы и вернули пропавшие изображения на свои места. А теперь пора открывать «музей»! Перерезается  символическая ленточка для входа в музей и гости-зрители приглашаются войти:     - Добро пожаловать!

Сюрпризный  момент

Воспитатель вручает подарки (раскраски с цветами) детям и благодарит за работу.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)  

Воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Какое задание оказалось самым сложным?

Какое задание оказалось самым интересным?

Отправимся  в следующий раз в новое путешествие?

Спасибо вам за старание, за то, что внимательно слушали, быстро выполняли задания и помогали друг другу! А теперь нам пока возвращаться в детский сад!
Но сначала детям предлагается подарить воспитателю смайлик:  весёлый смайлик-- если путешествие  понравилось;  грустный – если не понравилось;  равнодушного  настроения - если было неинтересно .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию целостной картины мира Тема: «Мамочка моя»

Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его. Данное занятие помо...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира Тема: "Космос"

Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики мы провели конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.Вашему вниманию представлено занятие по формированию целост...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира Тема: «Две вазы»

Направление образования и развития (образовательная область)-Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)Задачи:Образовательные:• Закреплять умение детей узнавать п...