Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Откуда ёлка к нам пришла?".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание социальной ситуации развития для расширения знания детей о традициях встречи Нового года; воспитания уважения к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_novyy_god.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

 «Откуда елка к нам пришла?».

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе уточнения знаний детей о деятельности зимой; уважение к традициям русского народа.

Задачи:

1. Расширять знания детей традициях встречи Нового года.

2. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

3. Воспитывать эмоционально радостное отношение к зимней природе, к встрече Нового года.

Материал и оборудование: елочка, снежок, новогодняя открытка, картинки о зиме, мешочек с новогодними игрушками, лучики от снежинки с разноцветными словами.

Предварительная работа: познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе.

Работа с родителями: конкурс новогодних игрушек.

Ход НОД:

Приветствие:

Наступает Новый год.

Я улыбаюсь вам

А вы улыбаетесь друг другу.

Мы добры, ласковы и приветливы.

Я желаю вам всем праздничного настроения.

Воспитатель читает стихотворение Т.Волгиной

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом

Ей зеленый цвет к лицу

Елка знает это

Как она под Новый год

Хорошо одета!

В.: - Ребята, вы ничего не заметили в группе? (Елочка стоит на столе).

- Интересно, кто нам ее принес? (Дед Мороз, помощники снеговики, Снегурочка).

- Замечательно! Ребята, посмотрите, открытка под елочкой лежит, может быть, она нам подскажет, откуда появилась елочка в нашей группе? (воспитатель зачитывает).

***Конечно же эта елочка от Дедушки Мороза. Он приглашает нас в гости в город Великий Устюг.

Ему очень хочется познакомить вас с другими елочками.

- А чтобы оказаться у Дедушки  Мороза в гостях, закройте глазки и произнесите волшебные слова: «Снип, снап, снуры, буры, базилюры (звучит музыка, идет показ слайдов, первый слайд – терем).

В.: - Скажите, пожалуйста, что это за здание, на что оно похоже?  (Это здание похоже на дом, избу, коттедж, терем).

- Да, ребята, это терем Деда Мороза, опишите его (У терема два входа, это большое помещение, много окон, на крыше видны купола, похожие на пирамидки, к ним прикреплены звездочки. На крыше лежит снег. Терем огорожен узорным, белым забором).

- Дети, еще раз обратите внимание, какой терем у Деда Мороза большой и волшебный, гостеприимный и уютный. Каждый, кто сюда попадает впервые, удивляется, что это и есть тот самый терем, в котором детство живет.

В.: - Как мы встречаем Новый год в России? (Дарим подарки родным и друзьям, накрываем на столы, встречаем Деда Мороза и Снегурочку, наряжаем елку).

- Что мы наряжаем на новый год у себя в домах? (Елку).

Елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников.

Традиции украшения новогодней елки, появились благодаря Петру I. 

Петр, еще в молодые годы, гостивший в Рождество, у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это забавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. Люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани кукол-красатулек. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника.

Словесная игра «Какая елка?».

В.: - Какая елочка, красавица, ну просто, чудо!

-  Чем покрыты ветки у ели? (Иголками).

-  Как называют иголки? (Хвоя).

***Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери. Ель является для лесных жителей столовой и жилищем.

- Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются семенами ели.

- Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.

В.: - Ребята, а когда вы думаете о новогоднем празднике, что вы представляете? (Деда Мороза, Снегурочку, подарки, гостей, елку, хлопушки, новогодние игрушки, карнавал).

- Кто из сказочных героев придет к вам на карнавал?

- Конечно же и Дедушка Мороз придет к вам на карнавал, вы, конечно, очень ждете, этого праздника!

Я хотела бы вам предложить поиграть в пальчиковую игру «Новый год».

Пальчиковая игра «Новый год»

 Ждали праздника мы долго (трем ладошки о ладошки)

Наконец пришла зима, в гости елку привела (пальцы идут по коленям)

 К елке все мы подошли, хоровод завели (пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются)

Покружились, поплясали (круговые движения кистями рук)

 Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать, потом протянуть).

В.: - Ребята, есть у Дедушки Мороза «Комната важных дел».

-  Как вы думаете, почему она так называется? (Дедушка Мороз читает письма от детей и взрослых, готовит подарки).

- Молодцы!  Ребята, а вы знаете, Дедушка Мороз любит играть в снежки, давайте и мы с вами поиграем (дети ловят снежок и называют признаки зимы).

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,               Загибать пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок лепили.              Изображать, как лепят снежок.

Круглый, крепкий, очень гладкий   Показать руками круг.

И совсем-совсем не сладкий.           Погрозить пальчиком.

Раз – подбросим,                          Подбросить воображаемый снежок.

Два – поймаем,                                   Поймать воображаемый снежок.

Три – уроним                                     Уронить воображаемый снежок.

И … сломаем.                                    Топнуть ногой.

Игра «Закончи предложение».

В.: - Я начну предложение, вы закончите:

Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).

Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).

Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя).

Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки).

Я знаю, что на Новый год наряжают… (елку).

- Какую пользу для людей приносит ель? (Хвойные деревья выделяют кислород, который необходим всему живому (людям, животным, птицам).

В.: - Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?

Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы. Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу. И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом:

 - Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете.

Человек задумался.

 - Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем.

 А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам искусственную.

3. Итог занятия:

В.: - Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату «Комнату желаний».

-  Представьте, что вы сели за этот стол, покрытый белой вышитой скатертью, глазки свои закрывайте и в звон колокольчика хрустального вслушайтесь, какое желание загадаете, оно обязательно исполнится, главное, чтобы добрым оно было. Путешествие наше с вами закончилось, ну а мы с вами уже написали письма со своими пожеланиями Деду Морозу в город Великий Устюг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город"

Конспект открытого занятия. Прошлое и настоящее города Егорьевска Московской области....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...