Конспект беседы "Что такое заповедник и для чего он нужен?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Елена Павловна

Цель беседы: ознакомление воспитанников с охраняемыми природными объектами – заповедниками.

Задачи:

  • расширять представление воспитанников о природных объектах, подлежащих охране;
  • познакомить детей с заповедниками и национальными парками нашей области;
  • формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 г. Челябинска»

Адрес: 454108, г. Челябинск, ул. Челябинского рабочего,1а

Тел: 256-35-31, 259-35-60; e-mail: ya.mdou10@yandex.ru

Конспект

беседы по экологическому воспитанию

для детей старшей группы на тему:

«Что такое заповедник и для чего он нужен?»

Подготовила: Попова Е.П., воспитатель

                                                     2024

Цель: ознакомление воспитанников с охраняемыми природными объектами – заповедниками.

Задачи:

  • расширять представление воспитанников о природных объектах, подлежащих охране;
  • познакомить детей с заповедниками и национальными парками нашей области;
  • формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе; беседа на экологическую тему «Красная книга России»; заучивание стихов о природе; составление рассказов о животных; создание условных обозначений «Правила поведения в природе».

Материал и оборудование: картинки животных, презентация, музыка, условные обозначения «Правила поведения в природе».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки. Ну-ка, кто из вас ответит?

1)

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет. (Солнце)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Ответы детей).

2)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он — невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? (Ответы детей).

3)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто такая? (Вода)

4)

Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (Ягода)

5)

Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

6)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет нал цветком

И поделится медком (Пчела)

7)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: всегда ли человек помогает природе? (Нет)

Воспитатель: как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле).

Воспитатель: да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу. Но как можно исправить эти ошибки?

Человек может и должен исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

 Что же такое заповедник?

         Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

Физкультминутка

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове в виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

Воспитатель: Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (Ответы детей)

Воспитатель: там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.

Воспитатель: как вы думаете, в чём заключается их работа? Что они делают? (Ответы детей)

Воспитатель: всё правильно. Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

Воспитатель: кто знает, что такое Национальный парк?

Это особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека. Но разрешено посещение этой территории туристами и любителями природы. В заповедниках же запрещена не только любая хозяйственная деятельность, но и проникновение людей на его территорию. Интересно, что такое явление, как заповедник характерно только для нашей страны, в мире их почти нет. На территории России насчитывается 110 государственных природных заповедников и 49 Национальных парков России.

11 января, после новогодних праздников в нашей стране отмечается праздник, не такой шумный и веселый, как Новый год, но очень важный. Этот праздник посвящен охране окружающей природы. Он называется «День заповедников и национальных природных парков».

Почему именно в этот день? Потому что именно 11 января в 1917 году был образован первый заповедник в России – Баргузинский.

Воспитатель: Давайте вспомним правила охраны природы:

Дети выходят с условными обозначениями и рассказывают правила поведения в природе:

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не топтать цветы, травы.

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не разорять птичьих гнезд.

5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.

6. Не разрушать грибницы.

7. Не ловить мальков и лягушек.

8. Не оставлять на природе мусор.

9. Не разжигать костров.

10. Не разорять муравейники.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось и что вы запомнили из нашей беседы? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Конспект НОД по познавательному развитию "Для чего нужны заповедники"

Данный конспект направлен на активизацию познавательной деятельности детей, (знакомство  с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Дзержинского района); п...

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Конспект занятия в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют ...

Конспект НОД по Познавательному развитию для детей 5-6 лет. Тема: «Что такое заповедник?»

Цель: сформировать представление детей об охраняемых природных территориях.Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».Вид деятельности: познавательно...

Беседа "Что такое заповедник и для чего он нужен"

Беседа по окружающему миру с детьми старшей группы "Что такое заповедник и для чего он нужен"...