Конспект совместного занятия в ОНР 5 -7 лет. Тема: «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание: расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте.

Развивать связную речь и логическое мышление, закреплять умение составлять сложные прилагательные, существительные  с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подбирать слова – признаки.

Воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_portal_dekabr.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместного занятия в ОНР 5 -7 лет.

Тема: «Перелетные птицы».

Логопед: Карцева Е.В.

Воспитатель: Левшина О.В.

Программное содержание: расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте.

Развивать связную речь и логическое мышление, закреплять умение составлять сложные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подбирать слова – признаки.

Воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность.

Материальное оснащение: презентация по теме, тематические картинки, разрезные картинки с изображением перелётных птиц по количеству детей, мяч, зеркала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)

Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края)

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

- Голова и тело покрыто перьями.

- У них есть крылья.

- Они умеют летать.

А каких птиц называют перелетными?

- Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Каких перелетных птиц вы уже знаете?

- Соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок, журавль.

Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. Проходите на стульчики и посмотрим презентацию о птицах.

Просмотр презентации «Перелетные птицы».

Воспитатель. А теперь предлагаю вам послушать и отгадать загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый ,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

В чужие гнёзда эта птица

Подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка.

А как зовут её? (кукушка)

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста.

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют? (жаворонок)

Клин летит курлыча к югу,

Не желая встретить вьюгу.

Облетая пол Земли,

Вдаль несутся… (журавли)

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных … (грач)

Логопед. Ребята, давайте послушаем сказку и выполним по её ходу артикуляционную гимнастику.

артикуляционную гимнастику.

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Окошко»

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка»

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Змейка»

– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда упал.

– Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, – но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. – И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Вдруг на встречу ему скачет лягушонок.

«Лягушка»

– Помоги мне залезть в гнездо, лягушонок! – попросил Воробушек.

Лягушонок попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Прискакала на громкий плач лошадка и попыталась подсадить воробышка на дерево.

«Лошадка»

Но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел.

«Дятел»

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

– Я знаю, что делать. Иди на детскую площадку и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей на площадку и видит: ребята на качелях качаются и в футбол играют.

«Качели»

Попросил воробей у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и пел им песенки.

«Маляр»

«Часики»

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно рассказ И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. Покружили над рекой, над родным болотом. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

Беседа по тексту.

В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

Где пролетели журавли? (Через леса, через поля, через шумные города)

Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной).

Ребята, а как летят журавли?

Кто ведет птиц в стае?

Почему его так называют?

Логопед. Дети, встаньте напротив меня, поиграем в игру «Скажи одним словом» (с мячом).

Ребята, если у цапли длинный клюв, то это длинноклювая цапля.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у утки зеленая голова, то это… (зеленоголовая утка).

Если у журавля большие крылья, то это… (большекрылый журавль).

Если у лебедя длинная шея, то это… (длинношеий лебедь).

Логопед. А теперь отдохнём и выполним физкультминутку «Птички».

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («Клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели («улетают», садятся)

Логопед. Молодцы! Проходите за столы и поиграем в игру «Назови ласково».

Дети получают предметные картинки с изображением птицы, подбирают к ней слово – признак, а затем называют в уменьшительно – ласкательной форме.

Кукушка - … серая кукушка – … серенькая кукушечка

Утка - … пёстрая утка – … пёстренькая уточка

Трясогузка - …шустрая трясогузка – … шустренькая трясогузочка

Грач – …чёрный грач – …чёрненький грачик

Гусь - … белый гусь - …беленький гусёнок. И т. д.

Логопед. А теперь соберём разрезные картинки с изображением перелётных птиц.

Дети выполняют задание.

Рефлексия.

Воспитатель. Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких птиц мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Логопед. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия в старшей группе по теме « Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме                      «...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

В данном констпекте идутт задания и игры  по теме «Перелетные птицы»....

конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ

Развитие связной речи через составление описательных рассказов  о перелетных птицах...

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему «Перелетные птицы» для среднего дошкольного возраста.

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему «Перелетные птицы» для среднего дошкольного возраста.Образовательная область:...

Совместная деятельность родителей с детьми на тему "Перелетные птицы"

Предлагаю ознакомиться с видеоуроком и повторить названия перетных птиц совместно с детьми....