Значение экологических сказок в воспитании и образовании детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (средняя группа)

Тарасенкова Татьяна Викторовна

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение экологических сказок в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

"Сказка, по-моему, самый глубинный вид литературы. И неисчерпаемый. Сказка для меня лучший способ постижения жизненной правды". В.Бианки

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры, сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддерживания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.

До настоящего времени специалисты отнесем к их числу писателей, педагогов, работников библиотеки, по отношению к сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных, третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности, а некоторые учат сочинять сказки взрослых и детей, но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она зачислена в арсенал самых эффективных средств способствующих экологическому образованию и воспитанию детей. И сказка в моей работе стала одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

Вспомним методы и приемы работы со сказкой, как традиционные, так и инновационные:

чтение и обсуждение сказок;

использование фрагментов сказок;

использование сказочных персонажей;

сказочные вопросы;

использование сказок при организации игр;

сказки и театр;

сказки и изобразительное искусство;

сочинение сказок;

продолжение начатой сказки;

сказка в заданном ключе;

использование особенностей персонажа для составления сказки;

герои сказки – игрушки;

герои сказки – реальные объекты;

герой сказки – сам ребёнок;

игра – сказка;

готовая схема сюжета;

использование газетных заготовок;

анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ);

«перевирание» сказки;

«салат» из сказок;

сказка «наизнанку».

Конечно же, все эти методы апробировать не удалось. Но в силу своих возможностей с некоторыми из них мы с детьми поработали очень плодотворно. Например:

сочинение сказок

чтение и обсуждение сказок

сказки и театр

сказки и изобразительное искусство

продолжение начатой сказки

герои сказок – сам ребенок

«перевирание» сказки;

«салат» из сказок;

сказка «наизнанку».

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

Особенность экологических сказок

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям? 

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль? 

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Экологические сказки

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Таким образом, экологические сказки нужно читать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать по прочитанному, сочинять новые. Благодаря такой проводимой работе, дети не только чаще проявляют нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствуют их и запоминают на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание  уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развити...

"Использование экологических сказок в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста."

Художественно- экологические сказки создают основу для получения новых знаний....

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании  и образовании детей дошкольного возраста....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаим...

"Роль дидактических игр в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Дидактические игры расширяют кругозор детей, создают благоприя...