Мастер- класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
материал по окружающему миру

Бельтюкова Галина Евгеньевна

Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

Цель:

Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

  1. Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
  2. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.

Воспитательные:

  1. Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и

          экспериментов.

  1. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  2. Развивать стремление к поисковой деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.

Материалы и оборудование:

  • сюрпризный момент - кукла Маша, медведь.
  • зелёная ткань-поляна.                
  • таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
  • цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
  • Ёмкость с газированной водой, Несколько виноградин
  • Банка 1 л, кубики льда, крышка с дырочками
  • Банка 0,5 л, плёнка пищевая, резинки, бабочки
  • Ёмкость с водой, камушки
  • Воздушные шары, зубочистки

Дети - прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий и переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл.

Любознательность – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает потребность изучения и познания окружающего мира, которые находят отражение в форме поисковой исследовательской деятельности, что приводит к новым познавательным результатам детей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню. Дай попробовать, и я пойму». Детьми усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.

Во время исследований я использую театрализованную деятельность. Игровые приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.

А сейчас я  предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется  «Удивительная прогулка Маши…..»

Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро,  на поверхности  которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша  увидела, что эти прекрасные цветы начинают распускаться.

Опыт №1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Загните лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Посмотрите, лепестки начинают распускаться.  Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Рядом находилось еще небольшое озерцо, в нём она увидела,  как маленькие разноцветные  рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке.  Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.

Опыт №2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели  разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, и чтобы она не вылетела, накрыла плёнкой.

Но тут подул  сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. ( Звучит шум дождя)

Опыт №3

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закрыть крышкой с дырочками, сверху положить несколько кубиков льда. Что произойдёт? Лёд будет таять от тёплого воздуха, дырочки будут стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?)

Опыт №4

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например бабочку, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

И тут  Маша увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка – ей очень хотелось пить,  но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать?)

Опыт №5

В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.

Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе, так, что они были на одном уровне. Маша с радостью приняла подарок, но один шарик зацепился за ветку и лопнул.

Опыт №6

Воздушные шары, палочка, нитки. (Вывод – Воздух имеет вес)

Маше  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идёт дождь

4. Почему бабочка увеличивается в размерах?

5. Почему вода поднимается вверх?

6. Почему воздушный шарик тяжелее лопнувшего?

Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с  использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"

Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность....

Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских   методов  обучения  для  развития   творческого  мышления  дошкольников&r...