Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бахлыкова Надежда Сергеевна

Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_syuzhetno-rolevoy_igry_ekologicheskiy_patrul_.docx319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад «Медвежонок»

Организация сюжетно – ролевой игры

«Экологический патруль»

Подготовил:

Воспитатель Бахлыкова Н.С.

2023г

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Пояснительная записка

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены важнейшие задачи дошкольного образования. Одной из задач является «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Реализация данной зада проводится в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностного отношения к природе являются частью области экологического образования. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического воспитания.

В концепции экологического образования С.Н. Николаева определила основное содержание экологического воспитания для дошкольников: «Сформировать... осознанно-правильное отношение к природным событиям и объектам ...».

Реализация экологического воспитания детей дошкольного возраста возможно в условиях личностно-ориентированного, развивающего педагогического взаимодействия. Конечной целью экологического воспитания должно стать формирование у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.

Особое место у детей старшего дошкольного возраста занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры  относится к наиболее спонтанному виду игровой деятельности, при этом весь процесс  игры строится на коммуникации, что положительно сказывается на развитии личности старшего дошкольника.

Сюжетно-ролевая  игра позиционируется как вид  игры, который строится на взаимодействии детей и взрослых. Данному виду игровой деятельности отличается следующими характерными особенностями.

  • эмоциональная насыщенность
  • самостоятельная и активная позиция детей;
  • творческий подход

Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать  планированию  игровой деятельности.
  2. Закреплять знания о содержании экологической деятельности, на основе которых ребята смогут развить сюжетную игру.
  3. Развивать интерес  к игре.
  4. Воспитывать у детей уважение к природе и труду людей связанных с сохранением природы.
  5. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.

Предварительная работа

Познавательная деятельность

  • Экскурсия в зоопарк.
  • Прогулки в лес, на реку, озеро, луг.
  • Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях из книги «С любовью о природе».
  • Беседа о правилах поведения людей в природе
  • Работа  на экологической тропе..
  • Беседы о профессиях людей.
  • Дидактическая игра «Кто, где работает?».
  • Выпуск экологической газеты.

Ознакомление с художественной литературой

  • Русские народные сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Медведь – липовая нога», «Зимовьё зверей», «Лиса и рак», «Медведь и собака».
  • «Лесные путешествия» В.Бианки.
  • «Большая книга леса» Л.Л.Стишковская.
  • «Энциклопедия животных» Е.Лаврентьева.
  • «Планета животных» Стив Паркер.

Связанные сюжетно-ролевые игры

  • «Ветеринарная лечебница».
  • «Спасатели».
  • «Лаборатория».

Подвижные игры с элементами имитации:

  • «Птицы».
  • «Лес. Сад. Огород».
  • «Где спрятался зайчик».
  • «Собери урожай».
  • «Человек – верный сын природы».
  • Домино «Мы из красной книги России».

Изготовление атрибутов для игры.

Роли, ролевые действия

Игровая роль

Оборудование, атрибуты для игры

Схемы – алгоритмы действий

Ролевые действия

Ученые-экологи (заповедный биолог)

Микроскоп, пробирки, колбы, контейнеры, лупа, планшеты для занесения наблюдений

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд2.JPG

Наблюдает за состоянием охраняемых природных территорий и объектов, исследует процессы в экосистемах, проводит пробы воды, земли, растительности.

Спасатели-вертолетчики

Карта местности, штурвал, аптечка, рации, спецодежда.

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд4.JPG

Организуют доставку в лес, спасают людей из зон бедствия, помогают в спасательных работах на месте.

Эковожатый,

Карта местности, бинокль, рюкзаки, мешки для мусора, запрещающие знаки, камера.

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд5.JPG

Организует работу по улучшению экологии, проводит просветительскую работу

Работники лесохозяйства

Правила поведения в лесу, лопата, пила, рулетка.

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд1.JPG

Ведут работы по исправлению экологической ситуации.

Ветеринары

Халаты, шапочки, журнал записи, телефоны, смотровой стол, вата, бинты, ножницы, шприцы, пинцет, мази микстура

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд6.JPG

Лечат и осматривают животных.

Волонтёры

Форма, рюкзаки, мешки для мусора, запрещающие знаки,

C:\Users\User\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint\Слайд3.JPG

Добровольные помощники

Подготовка к игре, распределение ролей

  1. Дети выбирают бейджики-значки с обозначениями профессий.
  2. Достают по одному из коробочки предметы, относящиеся к той или иной профессии.
  3. Дети выбирают роли по желанию, договариваются между собой.

Методы и приемы руководства игрой

Косвенные: наблюдение, организация игрового пространства, игры-имитации.

Варианты начала игры

Воспитатель собирает детей около себя

Воспитатель: Дети! В наш детский сад пришла телеграмма. «Внимание! Экологическая катастрофа! В нашем лесу случилась беда. В озере пропала вся рыба. В опасности жители леса - многие из них заболели. Спасите! Помогите! Лесные обитатели»

Воспитатель: А вы знаете, что такое экологическая катастрофа? Давайте отправимся на помощь.

Воспитатель показывает карту местности.

Воспитатель: Озер в Челябинской области очень много. И наше озеро находится глубоко в лесу. Как же нам добраться до него?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель: Конечно, нам понадобится вертолет. Нам срочно надо создать экологический патруль и лететь на помощь. Как вы думаете, кто из профессионалов нам понадобится?

Дети предлагают варианты: спасатели, ветеринары, экологи. Воспитатель уточняет знания детей об этих профессиях.

Воспитатель: правильно, а еще нам понадобятся такие специалисты, как

 

Заповедный биолог: наблюдает за состоянием охраняемых природных территорий и объектов, исследует процессы в экосистемах, проводит пробы воды, земли, растительности.

Эковожатый: организует работу по улучшению экологии, проводит просветительскую работу. Также в его обязанности входит привлечение общественности и волонтеров к решению экологических проблем.

Воспитатель: дети, я буду начальником патруля и буду выполнять обязанности ученого-эколога. Давайте распределим роли и отправимся на помощь.

Дети распределяют роли.

Игровая ситуация 

Дети собирают необходимые атрибуты и строятся около вертолета. Вертолёт представлен на экране.

Воспитатель: во время полета я объясню вашу задачу.

Группа  экологов (заповедных биологов) берет пробы воды, почвы, растительности.

Группа ветеринаров осматривает животных, оказывает им помощь.

Эковожатый разрабатывает план исправления экологической ситуации.

Работники лесохозяйства проводят мероприятия по улучшению экологической обстановки.

Спасатели-вертолетчики и волонтеры оказывают помощь всем группам.

Вертолет прилетает, и дети видят, что в лесу повсюду мусор, птицы и звери болеют, в озере разлит мазут (бензин).

Воспитатель: Да, ситуация сложная, работы предстоит много!

В каждой группе детей выделяется старший, который совместно с воспитателем организует работу.

Пробы воды и почвы, сделанные заповедными биологами, показывают загрязнение.

Делается вывод, что в таких условиях животные, рыбы, птицы, растения жить не могут.

Дальше работают эковожатые, работники лесохозяйства, ветеринары, вертолетчики-спасатели, волонтеры.

Мусор убирают, животным оказывают помощь животным, очищают озеро.

Далее заповедные экологи берут повторные пробы и делают вывод о том, что экологическая ситуация нормальная.

В процессе деятельности дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Что вы увидели на берегах озера и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему?

- Что вы сделали, чтобы вода стала чище?

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы?

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов?

Воспитатель повторяет правила поведения в природе.

Завершение игры

Воспитатель: нам пора возвращаться домой.

Все строятся у вертолета.

Воспитатель: ребята, я как начальник экологического патруля, благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Защитники природы». 

Берегите, ребята, природу!

Воспитатель: дома с родителями повторите правила поведения в лесу. Объясните родителям важность сохранения природы.

Варианты развития и обогащения сюжета

Разыгрывается ситуация  «Пожар в лесу». В игровой сюжет добавляются роли пожарных.

Организуется игра «Экологический патруль» в условиях города. Добавляется профессия урбанист-эколог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Сюжетно-ролевая игра "Экологический патруль"

Конспект сюжетно-ролевой игры по экологическому воспитанию в старшей группе...