Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Сформировать у детей представления о растениях, их значимости в жизни человека, систематизировать ранее полученные знания о растениях.

Задачи:                                                                                                                        

 Продолжать воспитывать у детей любовь к природе и желание  беречь ее и  защищать; закрепить правила поведения в природе.
 Расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.   Развивать память, речь, мышление детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие в лес»

(группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)

Цель:
Сформировать у детей представления о растениях, их значимости в жизни человека, систематизировать ранее полученные знания о растениях. Задачи:                                                                                                                         Продолжать воспитывать у детей любовь к природе и желание  беречь ее и  защищать; закрепить правила поведения в природе.
Расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.   Развивать память, речь, мышление детей.

Ход занятия:

 А вы слышали когда-нибудь , что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?

В лесу растут лекарственные растения.

 Какие из них вы знаете?

– Послушайте стихотворение Лукши.

Зелёная больница”.

Бедный ёж попал под дождь,
Простудился бедный ёж.
Умный дятел поспешил.
Трубкой выслушал ежа:
– У тебя я слышу хрипы...
Выпей-ка отвара липы.
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
– Я минутку каждую кашляю и кашляю.
Дятел книгу полистал, дятел книгу прочитал,
Подчеркнул две строчки:
“Сосновые почки”.
– Не лекарство, просто чудо –
в миг пройдёт твоя простуда.

Какими отварами можно лечиться от простуды? (Ответы детей.)

– С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества – фитонциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечным врагам удаётся проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход своё оружие – вредные отравляющие вещества. Отсюда и краснеет ранка, припухает, в ней появляется гной. Что нужно сделать, если порезали палец? (Смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом.) А что делать, если вы порезались или укололись, гуляя в лесу или на лугу? Послушайте стихотворение “Зелёная больница”.

Под землёю роя ход,
Как-то лапу ранил крот.
Дятла просит: “Помоги!
Вдруг останусь без ноги”.
Лапу вылечить не сложно,
Вот совет от всей души:
К свежей ране осторожно
Подорожник приложи.

Какое растение убьёт микробы и залечит рану?

Подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И ещё много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. А сейчас отгадайте загадки об этих растениях.

1. Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. 
(Крапива.)

Чем полезна крапива?

В ней содержаться витамины, для лечения волос.

2. Белые платьица
Жёлтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. 
(Ромашка.)

Когда можно использовать ромашку?

Можно использовать при простуде.

3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. 
(Подорожник.)

Подорожник прикладывают к ранам.

А какие ещё вы знаете лекарственные травы?

Мать-и-мачеха – от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.

Ребята, как и когда нужно собирать лекарственные травы.

В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары.

Конкурс “Кто больше наберёт шишек ”.

За правильный ответ на вопрос – шишка.

I. Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.

Летом рад я свежей
Ягоде медвежей.
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. 
(Малина.)
 

Ярко-желтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать. 
(Мать-и-мачеха.)

II. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки.
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. 
(Подорожник.)
 

Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. 
(Алоэ.)
 

У волка болит живот.
Горькая травка – и животу поправка.
И сама душиста и метет все чисто. 
(Полынь.)

IV. С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?

Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши,
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души. 
(Иван-чай.)
 

Травка та растет на склонах
И на холмах зеленых.
Запах крепок и душист.
А её зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, угадай? 
(Душица.)

И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес. как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.

Вот какую пользу приносит лес. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.

Какие деревья лечат?

С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами.

Большую пользу долгие годы приносит людям сосна. Я расскажу вам о событиях, которые произошли приблизительно 300 лет назад. Моряки на корабле, который пришёл в Канаду, начали по очереди болеть цингой: у них начали выпадать зубы, волосы – и много людей умерло от этой болезни. В живых остались только те, кто послушался советов индейцев и начал пить настой сосновой хвои. Много лет прошло, пока открыли секрет соснового настоя. Оказалось, что он содержит много витамина С, необходимого организма человека. А ещё сосна очищает воздух от микробов. Поэтому в сосновом лесу так легко дышится.

Листьями дуба питается шелкопряд, который изготавливает натуральный щёлк. Желудями питаются звери, из них делают полезный кофе. Используют дуб и в народной медицине. Из его желудей делают настой, который лечит грыжу, ожоги и другие болезни.

– Какое дерево считают символом нашей Родины? Что это за дерево, догадайтесь? Берёза славится своим вкусным соком, который берут ранней весной. Берёза дарит людям многое. Применяют берёзу и в народной медицине против опухолей. Из неё делают дёготь для аптек.

А сейчас расскажу вам ещё про одно дерево – рябину. Мы часто с ней встречаемся. Она всегда на глазах: тонкая, стройная. Народ приметил: “Хорошо рябина цветёт – будет хороший лён”, “Много рябины на деревьях – будет мокрая осень”.

Рябина – лакомство для птиц и зверей. Из рябины делают вкусную пастилу, варят варенье и компоты. Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из её плодов (ведущий показывает бусы).

Используют рябину и в народной медицине: она останавливает кровь, в ней много витаминов. Недалеко от рябины растёт и вот это дерево. Отгадайте

Загадка.

Ничто не летело,
Ничто не испугало,
А вся затряслась,
А вся задрожала.

Правильно, это осина. Осина – это дерево-обед, любимый корм многих животных. Кору осинок любят зайчишки. Любят кору и молодые ветки осины лесные великаны – лоси. Зимой осина очень выручает зверей.

Грибы и ягоды являются не только продуктами питания для зверей, но и лекарством.

Игра “Угадай по описанью”.

На столах лежат комплекты с изображением грибов и ягод. Их нужно узнать по описанию и показать картинку.

Задания:

Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить, потому и получил гриб свое название. Гриб называется..? (Белый гриб.)

Голубая поляна, а приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками, а нах висят голубые ягоды. Как называется ягода? (Голубика.)

Согнулись к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как она называется? (Земляника.)

Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Это растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника.)

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята.)

Хоть красив этот гриб, но есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор.)

Эти грибы растут  на деревьях или на пнях большими компаниями. С одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое ведро. Как называются эти грибы? (Опята.)

У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки.)

Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква.)

Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода? (Малина.)

. Назовите съедобные и несъедобные грибы (дети отвечают).

Физкультминутка. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.

"Светит солнце" – делаем круг руками.
"Идёт дождь" – постучать пальцами по ладошке
"Подул ветер" – вместе дуем сильно. "

На ветру качаются деревья" – покачивание руками над головой.
"Цветок распускается– раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.
"Птицы летят" – помахать руками.
"Дышим свежим воздухом" – глубоко вдохнуть.

Какая красивая у нас с вами получилась картина!!!

Вам понравилось в лесу у доктора Айболита?

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
В лесу  свежий воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – орехи, ягоды, грибы.

А как нужно вести себя в лесу?

Птиц и зверей не пугать, громко не кричать.

Деревья  и ветки не ломать.

Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.

Не разорять гнезда и муравейники.

Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем.

Не разжигать костры и беречь лес от огня.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это – называется природа.
Давайте же её всегда беречь!
 

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
 

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
 

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
 

Шишки, орехи, желуди, корешки растений.
Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем относиться, как друзья!

Рефлексия:                                                                                                                     Чем мы можем вылечиться в лесу? С какими лекарственными растениями сегодня познакомились? А что вам понравилось и хотели бы ещё отправиться в путешествие в лес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Путешествие по лесу".

Данный конспект занятия поможет обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях, повадках. Развивать речь, память, фонематический слух, интерес к окружающе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир профессий» в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Познавательные области:Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; во...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: Путешествие в прошлое одежды

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: Путешествие в прошлое одежды...