Экспериментирование как форма познавательной деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Косых Галина Владимировна

Дети по своей природе любознательны, любопытны, им интересно все самим попробовать, пощупать, поэтому ребенок ломает, разбирает игрушки и другие предметы,  изучая их устройство.  Поэтому метод эксперимента наиболее эффективен в дошкольном возрасте, он направлен  на познание окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty.doc962.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как форма познавательной деятельности.

         Дети по своей природе любознательны, любопытны, им интересно все самим попробовать, пощупать, поэтому ребенок ломает, разбирает игрушки и другие предметы,  изучая их устройство.  Поэтому метод эксперимента наиболее эффективен в дошкольном возрасте, он направлен  на познание окружающего мира.

         Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Для этого мы в группе создали условия. Оборудовали уголок экспериментирования: простые приборы  (лупы, песочные часы, микроскоп); посуда различного вида и размера; объекты неживой природы (камни, ракушки, зерна, шишки и т.д.).  Посильную помощь в этом нам оказывают родители, ведь наша общая задача помочь детям в развитии познавательной деятельности.

DSC01907.JPG     DSC01905.JPG

     Какими могут быть темы детских экспериментов?

         1.  фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений (проект космического корабля, несуществующее животное);

         2.   эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов

         3.   теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащих в разных источниках (сбор материала  из различных источников информации об определенном объекте)

          Я считаю  наиболее интересным для детей:

          - эксперименты,

          - реальные опыты с реальными предметами.

DSC01888.JPG      DSC01921.JPG

Совместная деятельность с детьми, представленная вашему вниманию является  итогом наших экспериментов

         Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  включала  в занятия с детьми: по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию, в  прогулку и т. д.,  ориентированного на разные виды деятельности: музыкальной, изобразительной,  естественнонаучной и др.

              Детям очень нравится образовательная деятельность, на которых они совместно со мной совершают свои первые открытия, с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

DSC01892.JPG      DSC01897.JPG

           Выбирая тему эксперимента, учитываю, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы,  придерживаюсь некоторым правилам:

            - тема должна быть интересна, увлекать ребенка;

            - тема должна быть выполнена;

            - необходим элемент неожиданности, необычности.

            - тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, то есть опыты не требовали длительного времени.

           Из опыта могу сказать, что элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание корабли, запускают самолетики; пробуют превращать снег в воду, а воду в различные цветные льдинки; надувают мыльные пузыри. В среднем возрасте опыты усложнила. Дети ищут ответы на  вопросы.

DSC01909.JPG    DSC01894.JPG

           - где живут зернышки? (предлагаю самим разобрать колоски и отыскать в них зерна, аналогично и с шишками);

           - почему осенью много луж? (чашка с водой, чашка с землей, опыт: небольшими порциями наливают воду в землю, сначала вода впитывается, потом перестает и тогда образуется лужа)

             - что мы знаем о  воздухе?  (опыты - ловят его в пакеты, надувают шары , находят в каких предметах  есть воздух – опыт с водой и предметами).

            В ходе экспериментов у детей развивается мышление, воображение, познавательный интерес, делает их более самостоятельными, расширяется сенсорный опыт. Развивается организованность, дисциплинированность, аккуратность, целенаправленность и последовательность.

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика проведения опытов и экспериментов...

"Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3-4 г"

Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности  дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления....

Экспериментирование как форма познавательного развития

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в...

Конспект ООД в форме _познавательной__ деятельности детей Тема деятельности _____"Измерение жидкости " _

Научить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.Так же посмотрите обучающий мультфильм "Измерение жидкости" ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=y-Cp3yNnT80...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлено влияние детского экспериментирования на развитие ребёнка младшего дошкольного возраста: познавательное, эмоциональное, личностное. Раскрыты способы действия с предмета...

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности».

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности»....