Проект "Матрешка-любимая игрушка"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Чернова Мальвина Владиславовна

Педагогический краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавленок» г. Новочебоксарск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ  

В     МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ «СОЛНЫШКО»

               

                             

                                                                     Выполнил: воспитатель:

                                                                     Чернова Мальвина Владиславовна

г. Новочебоксарск - 2022

Аннотация проекта

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Игрушка помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию сюжета игры. Игрушка выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку. Игра и игрушка неотделимы друг от друга.

Ежедневно наблюдая за тем, какими игрушками играют воспитанники, беседуя с родителями об играх дома, мы пришли к выводу, что большая часть воспитанников не знает о народной игрушке, родители не изъявляют желания и не видят необходимости в ознакомлении своих детей с народными игрушками.

Данный проект нацелен на создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с яркой самобытной, русской, народной игрушкой – Матрешкой.

В рамках проекта разработаны конспекты образовательных ситуаций, совместных мероприятий с родителями воспитанников; проведены беседы с детьми и родителями; подобраны потешки, стихотворения, дидактические игры о матрешке и многое другое.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие образовательные результаты: дети научились различать и правильно называть народную игрушку, стали проявлять познавательную активность к народной игрушке, отражают свои впечатления от народной игрушки в художественно-эстетической деятельности, движениях; родители стали покупать детям народные игрушки; и т. п.

Актуальность проекта

Природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от игры с народной игрушкой безошибочны, а ведь матрешка – удивительная игрушка, как интересно, что таится внутри, какая она, самая маленькая куколка.

Матрешка – не только украшение или сувенир, а, прежде всего, игрушка, предназначенная детям, причем очень полезная. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинно народный дар детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же, способствуют координации руки и глаза, развивают восприятие и мышление. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее в руки ребенку, необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить играть малыша с ней.

Игрушка – это не просто забава, игрушка матрешка «небалушка» - так говорит народная мудрость о значении игрушек - матрешек для маленького ребенка. Дарить игрушки «Матрешки» было распространенным обычаем – считалось, что такой подарок приносит ребенку здоровье и благополучие.

Актуальность проекта обусловлена тем, что в наше время родители (законные представители) не уделяют должного внимания знакомству детей с культурой русского народа, а в частности, с народной игрушкой. Дети увлечены героями современных мультфильмов, а про русскую игрушку порой и не знают.

Постановка проблемы

Возникновению проекта «Матрешка – любимая игрушка» способствовало:

• возникновение потребности развивать познавательный интерес к народной игрушке;

• желание создавать условия для решения задачи нравственно-патриотического воспитания, социальной адаптации, включение в традиционную культуру русского и чувашского народа, с их принятыми ценностями, представлениями о красоте;

• потребность у детей играть и знать народные игрушки.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к играм с матрешками, носящими этнокультурный оттенок.

Задачи проекта:

- формировать общее представление о народной игрушке, ее разнообразии и красоте;

- способствовать формированию интереса и эмоциональной отзывчивости через восприятие кукол-матрешек, принадлежащих разным художественным промыслам и отличающихся по этнографическим мотивам;

- создать условия для развития творческих способностей детей в продуктивной и игровой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, любовь к родному краю;

- вовлечь родителей к детской проектной деятельности.

Участники проекта: дети младшей группы «Солнышко», родители, педагоги.

Тип проекта: игровой.

Доминирующая область: социально – коммуникативное развитие.

Сроки реализации проекта: с 25-го по 29-е апреля 2022 года.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, презентации о матрешках, наборы игрушек-матрешек; вырезанные трафареты матрешек; костюмы матрешек; строительный материал; разнообразный изобразительный материал.

Обогащение РППС под идею проекта:

- альбомы: «Такие разные матрешки», «Матрешечки-матрешки» (куклы – матрешки, принадлежащие разным художественным промыслам и по этнографическим мотивам);

- картотека стихотворений, загадок о матрешках;

- дидактические пособия (прорезные силуэты, трафареты национальной одежды, раскраски на тему «Матрешки»);

- дидактические игры по данной теме;

- создание мини-выставки «Такие разные матрешки».

Способ вовлечения детей (погружение в проект): после появления в группе игрушек-матрешек дети заинтересовались: почему в матрешке прячутся ее сестренки? Как делают матрешку? Кто делает матрешку?

Воспитатель, поддерживая инициативу детей, предложила отправиться в путешествие в страну, где живут игрушки-матрешки.

Формы работы: экскурсии, игры, проблемно-игровые ситуации, исследования, организация выставки работ детей, мастер-классы, коллекционирование матрешек.

Планирование работы в рамках проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК

НОД: Познавательно-исследовательская деятельность – конструирование «Домик для матрешки». Задачи: формировать у детей умение анализировать готовую постройку, способствовать усвоению последовательности хода постройки, закреплять умения строить по условиям (домики разного размера), воспитывать познавательный интерес, чувство заботы.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Рассматривание игрушек-матрешек «Знакомьтесь, матрешки» - вызвать у детей интерес к русской народной игрушке, формировать желание рассматривать матрешку, выделяя особенности внешнего вида.

Слушание песни «Русские матрешки» - развивать музыкальный слух, воспитывать интерес к выполнению танцевальных движений.

Прогулка

П/и «Догони матрешку» - повышать двигательную активность, обогащать игровой опыт.

Игровая ситуация – «Готовим угощение для матрешек» (из снега) – поддерживать детскую инициативу в игре, одобрять ролевые реплики.

Вечер

Игра-экскурсия «По городу чувашских матрешек» - приобщать детей к миру чувашской народной культуры, формировать общее представление о народной игрушке, ее разнообразии и красоте.

Проблемная ситуация «Откуда и как появляется деревянная красавица».

Рисование ватными палочками «Украсим сарафан».

Самостоятельная деятельность детей

Просмотр мультфильма «Матрешки» - воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к народной игрушке.

Самостоятельные игры с матрешками – развивать интерес к народной игрушке        .

Взаимодействие с родителями по проекту

Консультация «В какие игры можно играть с матрешками».

ВТОРНИК

НОД: Продуктивная деятельность Праздник-ярмарка «Матрешка, матрешка, русская краса». Задачи: формировать представление о народной игрушке, ее разнообразии и красоте.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

С/р игра «Чаепитие с матрешкой» - формировать умение сервировать стол для чаепития, правильно вести себя за столом.

Д/и «Подбери сестричку» - упражнять в умении сравнивать узоры сарафана, определять цветовую гамму.

Прогулка

 Загадывание загадок про матрешек – развивать познавательные интересы детей и эмоциональную отзывчивость.

П/и «Платочек» - формировать умения выполнять движения и действия с платочком согласно речевому сопровождению.

Вечер

Беседа «Почему матрешку назвали матрешкой» - вызвать познавательный интерес к народной игрушке.

Коллективная аппликация из салфеток «Наряжаем матрешку» - развивать декоративно-игровое творчество, закрепить умения аккуратно приклеивать.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций «Такие разные матрешки», игры с матрешками «Что внутри у матрешки?» - упражнять в умении открывать и собирать матрешку, способствовать развитию общения и взаимодействия детей со сверстниками.

Взаимодействие с родителями по проекту

Домашнее задание для совместной деятельности с детьми – оформление матрешек в различной технике.

СРЕДА

НОД: Коммуникативная деятельность «Сказочный город игрушек». Настольный театр кукол-матрешек (по мотивам русских народных сказок) – способствовать поддержанию ролевого диалога, вспомнить знакомые сказки, развивать интонационную выразительность речи.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Чтение стихотворений о матрешках – приобщать к ежедневному чтению книг, формировать эмоциональную отзывчивость, умение следить за развитием действия.

Д/и «Соберем матрешек» - в процессе игр с матрешками развивать восприятие, глазомер, координации рук.

Прогулка

Игра «Найди матрешку» - развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, определять левую и правую стороны.

Игровая ситуация «Расскажем матрешке правила безопасного поведения» - закрепить правила поведения на морозе, скользкой поверхности.

Вечер

Д/и «Расставим матрешек…» (в ряд, хоровод) – развивать умение сравнивать матрешек по размеру, росту.

Пение «Мы матрешки – вот такие крошки» - продолжать воспитывать интерес к музыке, формировать умение самостоятельно выполнять движения в соответствии с текстом.

Самостоятельная деятельность детей

Лепка «Бусы для матрешки» - активизировать самостоятельность и творчество в создании украшений для матрешки.

С/р игра «Семья» - формировать желание и умение договариваться друг с другом во время игры.

Взаимодействие с родителями по проекту

Мастер-класс «Чудо-матрешки». Изготовление дидактических пособий: прорезные силуэты, трафареты матрешек в национальных костюмах.

ЧЕТВЕРГ

Продуктивная деятельность

Декоративное рисование «Праздничная одежда для чувашской матрешки» - развивать  интерес к созданию праздничной одежды для кукол-матрешек по мотивам чувашского орнамента, учить создавать  клетчатый узор путем чередования вертикальных и горизонтальных полос, воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Чтение стихотворений о матрешках З. Медведевой, А. Кулешовой – познакомить с художественным произведением, помочь понять содержание нового стихотворения.

Д/и «Собери матрешку» - способствовать умению детей действовать со сборно-разборными игрушками пяти размеров, составлять предметы из двух частей. Ориентируясь на их величину и положение в пространстве.

Прогулка

Игровая ситуация «Знакомим матрешку с игровой площадкой» - продолжать расширять представления детей о предметах в окружающем их пространстве.

Игровое упражнение «Достань матрешку» - продолжать совершенствовать основные движения, повышать двигательную активность.

Вечер

Просмотр презентации «Русская матрешка» - развивать интерес к сказкам, расширять знания об изделиях декоративно-прикладного искусства.

Рисование песком (манной крупой) «Сарафан расписной» - продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования, создавать условия для художественного экспериментирования с песком.

Самостоятельная деятельность детей

Настольный театр со сказочными матрешками – поддерживать детскую инициативу, желание выполнять роль.

Раскрашивание матрешек – развивать творчество и самостоятельность.

Взаимодействие с родителями по проекту

ПЯТНИЦА

Развлечение «День рождения Матрешки»

Сценарий развлечения «День рождения Матрешки»

Цель: Создание условий для закрепления знаний о русской народной игрушке – матрешке.

Материалы: разноцветные кольца, матрешки из картона красного и желтого цвета по 2 - 3 на ребенка, домики для матрешек красного и желтого цвета (из коробок), матрешки деревянные большая и маленькая, платочки большие и маленькие, угощение.

Ход мероприятия:

Ведущий: К нам придут сегодня гости. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте загадку

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка)

Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные. (В. Берестова)

Под русскую народную мелодию (любую) входит МАТРЁШКА (взрослый). Матрешка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек привела.

Невеселые матрешки

Потерялись на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Дом никак свой не найдут.

Что же делать?

Ведущий:

Ребята, поможем матрешкам найти свои домики?

ИГРА «Найди домики для матрешек»

(На полу разложены матрешки красного и желтого цвета. С одной стороны зала красный домик для красных матрешек, с другой – для желтых. Под музыку дети раскладывают матрешек в домики).

- Эта матрешка какого цвета?

- А эта матрешка?

- Посмотрите, у меня есть 2 домика. Этот домик какого цвета?

- А этот домик?

-Красные матрешки живут в красном домике, а желтые матрешки – в желтом. Давайте поможем матрешкам найти свои домики.

ПЕСНЯ «Мы матрешки» (сл. А. Осьмушкин, муз В. Темнов) слушание в записи.

Матрёшка:

Я девчонка удалая, заводная, озорная

Плакать, хныкать не люблю,

Вас сейчас повеселю.

Мы не будем здесь скучать,

Будем весело играть.

Хотите прокатиться на машине?

В круг ребята выходите,

В руки руль скорей возьмите (матрешка раздает детям кольца)

Ключик нужно повернуть

Отправляемся мы в путь.

ПЕСНЯ «Машина» (сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко)

Матрёшка:

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем. (В. Берестова)

У меня есть 2 подружки (показывает).

- Это матрешка какая? (большая)

- А эта? (маленькая).

- Есть и платочки. Этот платочек какой? (большой)

- А этот?

Игра «Найди платочек для матрешки»

(В центре зала разложены платочки 5 больших и 5 маленьких, на стульчиках стоят матрешки большая и маленькая, 2 ребенка бегут, выбирают платочек и вешают его на стульчик).

Ведущий: а сейчас мы с вами превратимся в матрешек (одевает платочки)

В кого мы превратились?

ТАНЕЦ «Матрешки» (сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)

Матрешка:

Я не просто так пришла. Вам угощенье принесла. Ведь у меня сегодня День рождения (Ведущий и дети благодарят матрешку за угощение).

Ведущий: Приглашаем всех на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...