проект "Метеостанция"
проект по окружающему миру

Калугина Светлана Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Мы - юные метеорологи"

Тип проекта: познавательно -исследовательский.

По характеру содержания:включает ребенка и природу.

По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ.

По продолжительности:долгосрочный 1 год

Участники проекта:

- воспитатель;

- дети подготовительной группы;

-родители.

Формы работы по проекту:

Беседы

Наблюдения в природе

Книга народных примет

Опыты-эксперименты

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Слушанье музыки

  Работа с родителями

Продукт проектной деятельности:

- изготовление лепбуков «Вода»; «Домашняя метеостанция»

- Выставка рисунков «»Берегите природу!»

- Изготовление совместно с родителями приборов-помощников («авиационный» колпак, дождеметр, вертушки.

Итоговое мероприятие:

- Фотовыставка «Мы-юнные метеорологи»

Введение

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Мы считаем, что наша метеостанция может послужить способом создания предпосылок для формирования словесно-логического мышления, компонентами которого являются обобщение, анализ, умозаключение и метод работы с пиктограммами.

Актуальность проекта:

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как метеостанция, актуален?

Во первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую станцию;

Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Проблема:«Как узнать прогноз погоды?»

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога.

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

- формировать представления о четырех частях света;

- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.

Предполагаемый результат:

- дети узнают

о значении погоды в жизни человека

о метеорологии, как науки;

о профессии метеоролога;

— о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;

— о метеоприборах;

- пословицы, поговорки, приметы о погоде.

- дети смогут

— использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;

— делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов

Перспективный план реализации экологического проекта « Мы – юные метеорологи»

Период времени

Содержание

1

Сентябрь

Экскурсия на метеостанцию детского сада.

Беседа «Что такое метеостанция и для чего она нужна».

Наблюдение « Температура воздуха: утром – -вечером». (отметка в календаре погоды)

Проссмотр призентации «Сентябрь»

2

Октябрь

Дидактическая игра «Какой ветер?»

Практикум - Наблюдение «Сила ветра». Эксперимент «Поиграем с ветерком»

Организация фиксирования наблюдений за направлениями ветра средством рисунка .»

Просмотр призентации «Октябрь»

3

Ноябрь

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Наблюдение «Чем измерить скорость ветра?”. Практикум работы с флюгером.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Ноябрь.»

4

Декабрь

Занятие «Компас, четыре части света»

Практикум работы с измерительным прибором.

Организация практики фиксирования наблюдений за направлениями сторон горизонта по солнцу средством рисунка.

Просмотр презентации «Декабрь»

5

Январь

Беседа «Что такое мороз, иней ?»

Наблюдение «Народные барометры».

Просмотр призентации « Январь.»

6

Февраль

Загадывание загадок о погоде

Наблюдение « Температура воздуха: утром – -вечером». (отметка в календаре погоды)

Просмотр призентации « Февраль.»

7

март

Дидактическая игра ««Кому нужна вода»»

Наблюдение «Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Изготовление лепбука «Вода»

Просмотр призентации « Март.»

8

апрель

Игра «Солнце или дождик»

Солнечная лаборатория

Просмотр призентации « Апрель.»

9

май

Дидактическая игра «Водомер – умный прибор»

Эксперименты с водой

Изготовление лепбука «Домашняя метеостанция»

Просмотр призентации « Май.»

10

июнь

Дидактическая игра «Какая сегодня погода»

Выставка фотографий «Мы-юные метеорологи»

Работа с родителями

Период времени

Форма работы

1

октябрь

Консультация «Экологическое воспитание дошкольника»

2

декабрь

Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри»

3

январь

Изготовление приборов-помощников («авиационный» колпак, дождеметр, вертушки).

4

март

Буклет «Экологическое воспитание детей в семье»

5

апрель

Консультация «Досуг с ребенком на природе»

6

май

Выставка рисунков «Берегите природу!»

Загадывание загадок о погоде

Загадки о погоде

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки. (Снег)

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

Летний гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

"Ох, скорей бы дождь полил!" –

Просит наша речка.

"Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!" (Зной)

С крыши льет, как из ведра,

Но не дождик это.

Уходи, зима, пора!

Ждем весну и лето!

Мне ответит и малыш -

Что же в марте льется с крыш? (Капель)

С зимним ветром прилетела

И снежинки завертела.

Закружилась каруселью

Белая особа.

И машину еле-еле

Видно из сугроба. (Метель, вьюга, пурга)

Ох, сегодня очень скользко!

Поскользнулся бедный Колька!

И барахтался на льду

У девчонок на виду.

Чтоб никто не падал с ног,

Сыпят дворники песок. (Гололед)

Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит. (Гроза)

Он усилился сегодня,

Начался - вчера.

Очень белый, новогодний

Облик у двора. (Снегопад)

Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин.

Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (Град)

Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул.

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал! (Ветер)

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (Температура)

Ты повесь его снаружи -

И узнаешь, зной иль стужа.

Тонкий столбик спиртовой

В нем гуляет, как живой. (Термометр)

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

Серебристой бахромой,

На ветвях висит зимой.

А весною на весу. Превращается в росу. (Иней)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Алёна-царевна по городу ходила,

Ключи обронила.

Месяц видел, солнце взяло. (Роса)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

Бегут кони буланы,

Все узды порваны,

Ни сесть, ни погладить,

Ни плеткой ударить. (Туча)

Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто её не поймает. (Молния)

Сперва блеск,

Затем треск,

За треском блеск. (Молния, гром, дождь)

Раскинулся золотой мост

На семь сёл, на семь верст. (Радуга)

Вечером наземь слетает,

Ночь на земле прибывает,

Утром опять улетает. (Роса)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

По синему морю,

Белые гуси плывут. (Облака)

Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застала. (Туча)

Шерсть чёрна соболя,

Очи ясна сокола. (Грозовая туча)

Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто её не поймает. (Молния)

Крикнул вол на сто сёл,

На тысячу городов. (Гром)

Тонкий, высокий,

Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел. (Дождь)

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит. (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег)

Если Луна Солнца свет закрывает,

То на Земле темнота наступает.

И это вот явление

Зовем мы все... (затмение)

Я думал, это леденец,

Ее я полизал,

Потом с температурой

Неделю пролежал.

Ледышки эти по весне

На крышах вырастают.

Скорее отвечайте мне,

Как все их называют? (Сосульки)

Пришла весна, мы ждем грачей,

А вдоль двора потек... (ручей)

Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут... (облака)

С неба льет поток воды,

Мокнут люди и сады,

Мокнут все дома и двор,

Мокнет пес цепной Дозор.

Что такое? Что случилось?

Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди,

Просто третий день... (дожди)

Это облако темного цвета,

Зимой может быть и летом.

Когда оно в небе явится,

Что-нибудь да случается.

Может снег вдруг пойти, град.

Отчего? Кто же в том виноват?

Погода без облака лучше,

Ведь темное облако — ... (туча)

Снег идет, идет, идет...

А весною дождик льет...

Град нашли мы на траве

В наступившем сентябре.

А потом в свою тетрадку

Пишем «Снова шли... (осадки»)

Им мы дышим, газы в нем

Как его мы назовем? (Воздух)

На улице метет листву

И в воздух мусор поднимает.

Опять по нашему двору

Никто сегодня не гуляет.

Все говорят, что непогода,

Что вновь бушует мать-природа.

Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.

Что за силища такая? Сила... (ветра)

Каждый цвет друг перед другом встал

И ее одну разрисовали.

Только-только дождик перестал,

В небе мы красавицу узнали.

Разноцветная она дуга.

Называется дуга та... (радуга)

Белая крупа усыпала весь двор.

Может быть, ее всю собрать ведром?

Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,

Сразу исчезает так, что не найдешь.

Той крупе волшебной я был очень рад.

Рассказал ребятам, что такое... (град)

Дождь все утро моросил,

Только стих, я поспешил

На прогулку поскорей,

Чтоб увидеть всех друзей.

Ничего, что по дороге

Сразу промочил я ноги.

Во дворе с друзьями дружно

Вместе мерили мы... (лужи)

Дождь моросил,

Ночь настала, и вот —

Лужи замерзли,

Везде... (гололед)

Рукавичкой их ловлю