Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру

Сивцева Лариса Алексеевна

Мастер – класс для родителей воспитанников

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей воспитанников

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Воспитатель: Сивцева Л.А.

1 слайд - Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

2 слайд 

Китайская народная пословица гласит - Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

3 слайд – Такого же мнения и русский народ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

4 слайд - Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Заняться с детьми экспериментальной деятельностью именно в направлении экологического воспитания я решила неслучайно.

5 слайд - Среди актуальных задач, которые решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень важному направлению — экологическому воспитанию дошкольников. Природа своим изумительным разнообразием, красочностью и динамичностью процессов привлекает внимание детей с раннего детства, обогащает их мышление, является источником радостных переживаний. Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру. Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления, полученные от родной природы, глубоко западают им в душу, а в будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне.

- Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию ребёнка?

6 слайд - (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребёнка.

В результате наблюдений за детьми в самостоятельной, совместной деятельности, я отметила, что некоторые дети были пассивны в образовательной деятельности, стремились занять позицию стороннего наблюдателя передо мной возникла необходимость построить педагогический процесс так, чтобы он принёс наилучший результат в развитии их познавательной активности, отмечая, что опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в новых впечатлениях. Я стала привлекать их детское внимание, создавая необычные ситуации, требующие проведение опытов и исследований.

7 слайд - Новые впечатления детей способствовали возникновению и развитию экспериментальной деятельности. Я поняла, что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка и стимулирование развитие речи. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью, в ходе эксперимента он уточняется и определяется.

8 слайд - Цель моей работы – развитие познавательной активности детей через экспериментирование по экологическому воспитанию в повседневной и непосредственно образовательной деятельности.

Я хочу сегодня вам продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые я использую в работе с детьми.

Основное содержание данных исследований, проводимых вместе с детьми, предполагает у них формирование представлений:

О материалах (масло, краска, аспирин)

О свойствах веществ.

О взаимодействии веществ.

9 слайд - 1 опыт. 

Задание: Возьмите льдинку из воды, не замочив рук.

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

- Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыплем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

- Почему это произошло?

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

10 слайд - 2 опыт «Умные зубочистки»

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

11 слайд - 3 опыт «Апельсин и воздух»

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Почему?

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

12 слайд - 4 опыт «Подсказка для Золушки»

Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Ребята это называется электричество. Вспомните, когда мы потрём шарик о волосы они поднимаются. Это тоже электричество.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение

13 слайд - Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые можно проводить с детьми, позволяют ребёнку взглянуть на окружающий мир по-другому. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.

14 слайд – Устами младенца

15 слайд – Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение че...