«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Косых Галина Владимировна

Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных  гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность.

 Ребенок все больше времени проводит за компьютером, планшетом, телевизором. В этом нет не чего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled_deyatel.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

Косых Галина Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Чечеульского детского сада».

Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных  гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность.

2 слайд: Ребенок все больше времени проводит за компьютером, планшетом, телевизором. В этом нет не чего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

3 слайд:   В связи с этим появляется потребность в новых подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали их возрасту и эффективно решали образовательные и воспитательные задачи.

Тема:  «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ  И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

4 слайд:   Свою деятельность строю так, чтобы каждый ребенок мог самореализаваться, развить свои умственные способности, стал более общительным,  был активным участником, выражая свои чувства и мысли.

5 слайд:    В первую очередь нужна развивающая среда, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей.

6 слайд:   Для этого в группе оформлены развивающие центры.  Созданы благоприятные условия и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников.

7 слайд:  Ребенок в центре «Экспериментирования» чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку знакомиться с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов.

8 слайд:  В центрах имеются дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи фруктов и овощей, животных, разнообразное оборудование, которое находиться в группе и ребенок может действовать ним.

 Календари природы и погоды, где дети самостоятельно отражают результаты своих экспериментов и наблюдений.

9 слайд: В природном уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают  и оказывают помощь в уходе  сами дети.

10 слайд: На прогулочных участках тоже есть оборудованные уголки для наблюдений и экспериментирования с ветром, солнцем, снегом, температурой.

11 слайд: Дети наблюдают и экспериментируют  с растениями, которые  находятся на участке - это веточки деревьев, трава, камешки, почва, цветы.

12 слайд: Весной высаживается огород с различными овощами и цветами, за которыми наблюдаем и ухаживаем, а осенью собираем урожай.

13 слайд: За основу в своей работе я взяла программу    О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска».

14 слайд: Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, это  опыты.  Их применяю как на занятиях (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей), так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

 15  слайд:   Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме с решением  проблемных ситуаций.

 16  слайд:   Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть

17 слайд: В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё делают сами.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности, поэтому подобраны простые и легко запоминающие правила в стихах.

18 слайд:   Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? «, обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если:» , сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети учатся,  правильно строить свои высказывания, четко выражать свои мысли.

19 слайд: Нашим дошкольникам, с помощью игровых и сказочных персонажей, предлагаем принять участие в решении интересных проблем, где способ решения проблемы носит практический характер.

Я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим с детьми.

Девочка смешная, Мишку достает. Только он все ей прощает,

От досады чуть ревет, кто герой этой сказки?

20 слайд: Жила- была девочка Маша. Была она очень любознательной, все хотелось знать. Отправилась она в погулять. Ей было интересно все вокруг и неподалеку, она увидела молочную речку – кисельные берега. Она подошла и увидела, что река – разноцветная.  Давайте полюбуемся вместе.

21 слайд: Маше надоело наблюдать за речкой,  и она отправилась дальше. Рядом находилось озеро,  и она решила поиграть на берегу. Она стала кидать небольшие предметы и выяснила, некоторые тонут, некоторые нет.

Почему?                  Камни тяжелые, веточки легкие, дерево не тонет.

22 слайд: Вдруг, подул ветер и Маша увидела шарик, ей очень захотелось подарить его Мише. Она побежала короткой дорогой к нему домой, но на пути был мостик, она шагнула и чуть не упала. Как перейти?

«Мостик »          (сложить бумагу гармошкой)

23 слайд: Маша добралась до Миши, но что- то случилось? Рассыпались и смешались соль и перец. Как их разъединить?

Эта задачка для вас….

Здесь и пригодился шарик. Надо шарик потереть и поднести к смеси, перец притянется к шарику. Перец это – песчинки, соль- кристаллы.

24 слайд: Можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности и развития речевого потенциала.

       С песком:                                                                  С огнем:
Если сыплешь ты песок –                                   Помни правило: огонь                  
Рядом веник и совок.                                           Никогда один не тронь!

              С водой:                                  
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.                                              
По окончании работы:
Пролил воду – не беда:                                          Ты работу завершил?
Тряпка под рукой всегда.                                       Все на место положил?
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.

Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...

Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...

Презентация «Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников».

Презентация "Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников"....

Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...