Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Народы России. Буряты."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Щеголева Оксана Валерьевна

Знакомство детей с традициями и обычаями бурятского народа. Воспитание уважения к людям других народов, обогащение словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_sibiri.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Ёлочка" с. Покосное Иркутской обл., Братского района

(МКДОУ д/с «Ёлочка» с. Покосное)

Конспект

образовательной деятельности с детьми

подготовительная группа

(познавательное развитие)

« Народы России. Буряты»

2022г

Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.

Задачи:

  • Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.
  • Воспитывать уважение к людям других народов.
  • Обогатить словарный запас детей( буряты, озеро Байкал, кочевники, юрта, гуталы, буузы, Саалган – Белый месяц, хуур, варган, ехор)
  • Обогатить словарь детей малыми формами фольклора: пословицами и поговорками.
  • Формировать у детей навыки коллективной игры.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, музыкального восприятия.
  • Формировать у детей познавательный интерес.

Воспитатель: Здравствуйте, вам! – приветствую детей поклоном по русскому народному обычаю.

- По какому обычаю я с вами поздоровалась? А вы как умеете здороваться? Поздоровайтесь разным способом

Игра «Приветствие» с «волшебной» палочкой.

Правила игры: палочка передается по кругу, отвечает тот, у кого палочка. Он здоровается глазами, жестами или словами.

Сейчас, ребята, послушайте стихотворение бурятского поэта Цыден-Жап Жимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина:

Как гласит преданье, триста лет назад

Встретились в Сибири русский и бурят.

Русский земледелец возле Ангары

Ковырял лопатой кочки да бугры.

Пас бурят отару где-то в стороне,

И к нему подъехал русский на коне.

«Сайнбайну-у!» - прокричал бурят –

Это означало: «Здравствуй, русский брат!»

Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»

С незнакомым другом разделил обед.

С той поры частенько виделись они, –

Ближе у обоих не было родни!

 - Как по-бурятски «Здравствуйте»? - Сайнбайну

Поздороваемся на нашем русском языке, а теперь по-бурятски.

Ребята, как можно вас назвать, кто вы? (дети, люди, россияне, покоснинцы, сибиряки).

- Вы сказали, что вы – сибиряки. А вы знаете, что еще на территории Сибири проживают буряты.

Воспитатель: Буряты – народ нашей огромной страны. Живут, в Бурятии, в Иркутской области, у озера Байкал - самого чистого и большого озера в мире. Столица Бурятии- Улан-Удэ. Давайте посмотрим герб бурят. Видите - это солнце, буряты почитали его как и многие народы России. Это месяц, а это волны Байкала. Цвета флага - желтый, белый, синий. Эти люди не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам реки Ангары. Главным их занятием  было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения. Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Буряты занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу.    

Еще буряты верят в шаманов. Давайте присядем и посмотрим одно видео. (Видео танец шамана).

- Дети, вы знаете, кто это танцует? Правильно, это шаман.

– Посмотрите, что  у шамана в руках?  Бубен, колотушка.

Шаманом просто так нельзя было стать. Ими становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушками были шаманами.

Кто хочет рассказать, как появился первый шаман? (Рассказ ребенка)

Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения, сушил их, давал лечиться людям. Или, например, если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шёл, шаман исполнял свои специальные танцы, чтобы всё прекратилось.

Обращаю внимание на экран, где люди в национальных костюмах.

Давайте посмотрим на национальный костюм бурят. Мужская одежда: это халат (зимний или летний). Шили его из ткани в основном синего цвета. Обязательно был пояс. Женская одежда: рубаха, штаны, поверх халат. Выйдя замуж девушки пояс  не носили и заплетали две косы. Украшали себя женщины серебром, кораллами, бирюзой, янтарем. На голову надевали шапку бурятскую. А на ноги - зимой унты, а в другое время года сапоги – гуталы, с заостренным носом кверху. Как думаете, почему?

Воспитатель: Оказывается, чтобы «не поранить» землю, буряты очень бережно относятся к природе.

Есть такой обычай у бурят одеваться - сначала сапоги, потом халат, пуговицы начинали застегивать с нижней, а потом только шапку – чтобы жизнь была долгой-долгой.

Есть еще обычай у бурят – меняться своими поясами, в знак дружбы.

И еще один обычай – при встрече гостей надевать шапку. А у нас как принято?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, у нас наоборот.

Ребята, послушайте загадку и найдите к ней отгадку:

«Дом без крыши и трубы» (юрта).

- Правильно, жили буряты в юртах. Что такое юрта?

- Кто расскажет нам, в каких юртах живут буряты?

Рассказ ребенка:

Буряты живут в круглых как цилиндр юртах, строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами животных – овец, оленей.  Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, поэтому живут в юртах, которые легко собирать, разобрать и перевезти на новое место.

Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники.

Левая сторона (при входе) считалась мужской, а правая – женской. И, если приходили гости, то их всегда принимали на мужской стороне. На мужской стороне хранились принадлежности для лошадей, охоты. Здесь же вдоль стены стояли одна, две кровати. Богатым считался тот человек, у кого были кровати из кедра. Иногда делали большие кровати, если людей в семье было много. Старики обычно клали себе несколько матрасов (кошма), а молодые – один – спать на твёрдом считалось полезным для здоровья. Почти напротив входа стояли сундуки с украшениями и праздничной одеждой. Сундуки украшались орнаментами. На женской стороне размещались предметы, которые относились к кухне. Потому что женщина занималась хозяйством. Гости, которые были более уважаемы, садились подальше от двери, та часть юрты была более почётна.

У дверей стоит хозяин.

И приветлив, и радушен.

В доме гость главнее Бога -

Так велит степной закон.

Ты отведал вкусной позы,

Ты арсой запил свой ужин.  

Не забудь, как щедр хозяин,

Если гостем будет он!

Ребята, скажите, про какое животное можно так сказать?

Трусливый как  (заяц)

Проворный как  (белка)

Хитрый как  (лиса)

Сильный как  (медведь)

 Медведь на бурятском языке –бабагай. Можно сказать «могучий дядя», «дедушка», «старший брат».

- Кем являлся медведь для бурятов?

Рассказ ребенка.

Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение «Медведь выше полёта шамана». Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли «освящённым деревом». Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты.

- Давайте посмотрим традиционные блюда бурят. Ели они и мясные блюда и молочные. А традиционный напиток бурят это зеленый чай с молоком, с солью и салом ( или маслом). Как думаете, вкусно?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А,  я думаю, вкусно. Иначе его не пили бы.

Еще одно традиционное блюдо бурят-Буузы ( позы). Это похоже на наши пельмени.

 Воспитатель: Буряты очень любят и праздники! Праздников у них много. Один из них – Саалган-« Белый месяц». Это Новый Год по лунному календарю.

Длится он целый месяц. Буряты очень почитают белый цвет, он символизирует у них радость, доброту, чистоту, обновление, приносил удачу. На праздник пили молоко ( оно же белого цвета). Жгли костры – очищались и желали  друг другу здоровья, счастья и добра. Вместо Деда Мороза у них Белый Старец.

Воспитатель: А вот традиционные музыкальные инструменты бурят. Это Хуур, струнный инструмент, похож на скрипку.

Любят буряты и танцевать. Традиционный танец бурят - Ехор, хороводный танец. Давайте его посмотрим (видео). И вы можете потанцевать.

Воспитатель: А теперь познакомимся с пословицами и поговорками бурят:

«Успех идет на встречу смелому»

« Трус и таракана принимает за великана»

« У скупого хозяина и нож тупой»

« На чужбине и весна черна, на Родине и зимой земля цветет»

 - Как вы понимаете эти поговорки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у меня есть рукавичка? Я придумала, что мы с ней будем делать. Играть в бурятскую народную игру «Рукавицу  гнать». (Проводится игра)

Ребенок  читает стихи Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):

Таежная, озерная, степная –

Ты добрым светом солнечным полна.

Цветущая от края и до края,

Будь счастлива, родная сторона.

С тобой земля, мы слиты воедино.

Моею стала и судьба твоя.

Поклон тебе от сердца, край родимый,

Любимая Сибирь моя!

– Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного.

Дети: ответы детей.

Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртай!».

Теперь посмотрим очень красивый танец «Цветок Байкала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие по городам России"

Познакомить детей с многообразием Российских городов и их достопримечательностей. Закреплять элементарные умение понимать географическую карту воспитывать патриотизм, чувство гордости за свое Отечеств...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя страна — Россия»

Цель: Расширять и закреплять знания детей о своей стране – России и городе, в котором мы живем, как части России.Задачи:• Развивать зрительно-моторную координацию;&bull...

Конспект занятия по познавательному развитию "Гордо реет над Россией..." для детей старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дтей нужно начинать в дошкольтном детсве. Знакомство с государственными символами России, с праздниками страны - очень важно для патриотического воспитания детей, будуще...