План работы по экспериментальной деятельности в группе младшего возраста. календарно-тематическое планирование по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Деятельность экспериментирования способствует формированию  детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольника. Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном возрасте. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по экспериментальной деятельности в группе младшего возраста.

Месяц

Тема

Содержание работы

Цель

Материалы

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Игры с водой

1. Игры с плавающими игрушками:

  • с помощью руки (держать рыбку за хвостик, плавник).
  • с помощью палочки (направить кораблик, рыбку в разных направлениях)

Вызвать положительные эмоции, способствовать проявлению самостоятельности и активности, развивать координацию движений, моторику рук.

Четыре таза с водой, плавающие игрушки: рыбки, кораблики, уточки, игрушки из бумаги и т.п.,

поднос для игрушек, палочки.

2. Бросание и вылавливание шариков руками

Усложнение: понятия один, два, много, мало

Развитие понятия один, много, мало.

Таз с водой, разноцветные шарики (не менее 10 на одного ребенка).

3. Бросание и вылавливание шариков сочком

Усложнение:  разноцветных шариков в цветные миски (два, три, четыре цвета)

  • Обучение детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды;
  • Обучение детей различать основные цвета

Таз, с водой шарики, сочки, миски.

Разноцветные миски: красная, синяя, зеленая, желтая  и разноцветные

шарики

 4-х цветов

4. Вылавливание колечек палочкой (колечки с палочки снимать пальчиками и класть в миску)

Продолжать развивать ловкость рук.

Таз с водой, колечки (не менее 10 на ребенка), палочки и миски .

5. Переливание над тазом:

  • из кружки в кружку (без носиков и с носиками)
  • из бутылочки в бутылочку
  • через воронку в таз
  • через воронку в п/э бутылочку
  • через сито
  • шприцем
  • использовать «брызгалки»

Способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысит эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.

Тазы с водой, подносы для материала.

- две кружки без носика и две кружки с носиком

- две п/э бутылочки(250 мг)

- воронка

- воронка и  п/э бутылочка

- сито

- резиновая груша

- шприцы большой и маленький

- «брызгалки»

6. Переливание за столом:

  • из кружки в кружку (без носика, работа с губкой)
  • из кружки в кружку (с носиком, работа с губкой)
  • ложкой из миски в миску

Усложнение: суп из миски

  • пипеткой

Способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысит эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.

Столы

- поднос, две кружки без носика, ручки, которых развернуты к ребенку, маленькая губка для сбора и отжимания воды

- поднос, две кружки с носиком, кусочек губки

- поднос, 2 миски, ложка, кусочек губки, пластиковые буквы

- поднос, пипетка, маленькие бутылочки (с цветной водой и пустая)

Знакомство со свойствами воды

1. Проведение опыта «Тонет – не тонет»

  • «Буль, буль, буль – журчит водица»

  • «Хлоп-хлоп, буль-буль»

  • Развитие познавательной активности; введение понятия «тонет», «не тонет»
  • Обучение детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Таз с водой, резиновые игрушки, игрушки из бумаги, дерева, металлические и пластмассовые предметы и т.п.

2. Вода бывает холодная, горячая, теплая.

Подведение детей к пониманию того, что вода бывает теплая, холодная, горячая.

3. Вода прозрачная.

Подведение детей к пониманию того, что вода прозрачная.

4. Вода жидкая, может течь.

Подведение детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.

5. Вода не имеет формы.

Подведение детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

6. Вода может находиться в двух состояниях – жидком и твердом.

Подведение детей к пониманию того, что вода может находиться в двух состояниях – жидком и твердом.

7. Вода прозрачная, и ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.

Подведение детей к пониманию того, что вода прозрачная, и ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.

8. Вода на вкус отличается от сока и молока.

Подведение детей к пониманию того, что вода на вкус отличается от сока и молока.

Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов

Непосредственно образовательная деятельность на тему:

«Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»

  • Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет;
  • Учить четко и правильно произносить звук «у», упражнять в различении громких и тихих звуков;
  • Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.

Пластмассовый пароход, бумажные кораблики, морские камушки, иллюстрации с изображением больших и маленьких пароходов, таз с водой.

Декабрь – Январь –

Февраль

Март – Апрель - Май

Знакомство с пластическим материалом – тестом

Знакомство со свойствами песка.

  1. «Тили – тили тесто…»

  • Ознакомление детей с тестом как художественным материалом.
  • Создание условий для экспериментального узнавания (открытия)

Соленое тесто, иллюстрации.

  1. «Картинки на тесте»

Развитие интереса к созданию изображений на тесте (отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком, выкладывание узоров из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха).

Бусины, пуговицы, семечки, горох, фасоль).

  1. «Вкусное печенье»

  1. Насыпание песка в миску (3 занятия)

  1. Усложнение: очистка песка от камешков.

  1. Усложнение: сюжетные игры с песком.

  1. Просеивание песка через сито. (2 занятия)

  1. Повторное

  1. Пересыпание сухого песка через воронку (2 занятия)

  1. Повторное

  1. Занятие с сырым песком (2 занятия)

  1. Усложнение: сюжетные игры с сырым песком.

  1.  «Угощение для гостей»

  1. Непосредственно образовательная деятельность на тему:

«Картинки на песке»

Создание объемных и силуэтных фигурок из теста.

  • Обучение детей целесообразно пользоваться совком и миской, выполнение последовательных действий.
  • Развитие мелкой моторики рук, развивая умение собирать камешки на песке тремя пальчиками, а рисовать одним.
  • Развитие творческих способностей детей.

  • Совершенствование умений детей пользоваться совком и миской, обучение детей отделять камешки от песка с помощью сита, сметать песок щеткой.
  • Закрепление умений работать с ситом.

  • Обучение детей целенаправленно пользоваться совком и воронкой, насыпая песок в бутылку.
  • Закрепление умений детей выполнять ряд последовательных действий при засыпании песка в бутылку с помощью воронки.
  • Ознакомление детей со свойствами сырого песка.
  • Закрепление полученных умений детей в работе с сухим и сырым песком.

  • Продолжение ознакомления детей со свойствами песка, закрепление умения смачивать песок водой.

  • Развитие интереса детей к созданию изображений на песке.

Формочки для теста

Тазы с песком, совки, миски.

Мелкие игрушки, машинки, кораблики, уточки, матрешки.

Елочки, грибочки, уточки, кораблики, машинки, человечки.

Тазы с песком, совки, миски, щетки, сита, игрушки для обыгрывания.

Тазы с песком, совки, миски, щетки, сита, игрушки для обыгрывания.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки, щетки.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки, щетки.

 Тазы с сухим и сырым песком, воронка, бутылочки с крышками.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки с водой и без, мелкие игрушки, щетки.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки с водой и без, мелкие игрушки, щетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в группе младшего возраста. Тема: «Ветка рябины»

Цель: Знакомить детей с техникой рисования ватными палочками.Задачи:1.Сформировать умение рисовать  ягоды  рябины ватными палочками- «тычками», используя гуашь (Экспериментирование материала...

План самообразования «Позновательно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста»

Познавательно-эксперементальная деятельность с детьми младшего возраста...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год

План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста (дети 2-3 лет)...

План работы по экспериментальной деятельности в группе раннего возраста.

Деятельность экспериментирования способствует формированию  детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им ...

План воспитательно - образовательной деятельности на октябрь месяц в первой группе раннего возраста календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Способствовать накоплению у детей зрительного и осязательного опыта. Формировать умения правильно называть предметы и определять их принадлежность (машины - катают, куклы - играют, посуда –готов...