Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей в летний период».
консультация по окружающему миру

Мирзоева Ашраф Джаборовна

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Экологическое воспитание детей в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство — ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.   Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника старшего возраста предполагает решение следующих задач:

  • Расширять представления о растительном и животном мире;
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
  • Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
  • Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Методы и приемы, используемые в летний период, — наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок, краткосрочные и долгосрочные и др.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Ребята знакомятся с разными видами растения, рассматривают жучков, бабочек, шмелей, муравьев, червей, услышат пение птиц. Воспитатель учит детей видеть проявление жизни природы, в частности растений, во всей ее полноте. Для этого проводится цикл наблюдений и составляется летний календарь природы, который позволяет систематизировать и обобщить увиденное.

Но планируемые мероприятия требуют определенной подготовки.

Работу с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом рассматривал в траве муравья, жука, грибочек, с интересом копался на грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает напрасно ветку, не убьет напрасно шмеля или муравья, не обидет птицу. Организуя наблюдения за насекомыми, червяками, воспитатель учит детей преодолевать чувство страха, брезгливости.

Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи, иван-чая, клевера и т.д., из которых получат чай, настой, сироп, масло, порошок.

Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в природе.

      При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.

Какие экологические игры   можно провести сейчас с детьми?

Летняя скорая помощь

  • Во время прогулки надо замечать больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомним сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Понаблюдаем за работой муравьев.
  • В конце прогулки подводим итог — кому мы сегодня помогли? Кто скажет нам спасибо?
  • Понаблюдаем за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма. Прочитаем стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».
  • Завели «Календарь полезных дел», заполняем его рисунками-воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же зарисовываем те события, в которых мы участвовали, придумаем рассказы, сказки.
  • Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные моменты. В конце лета сделаем выставку фотографий, рисунков.
  • Помним о важности методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с природой: нам больно — и ей больно, нам радостно — и ей радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т. п.
  • Провожу с детьми опыты: какие растения растут лучше (там, где земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведем зарисовки, сделали огород на окошке.
  • Наблюдаем за рябиной, за его цветением.  Беседуем о том, какую пользу приносят деревья и кустарники? Почему растения для приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Беседуем о том, откуда берутся шрамы у деревьев.
  • В конце лета подведем итог наблюдениям, побеседуйте о том, что полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят материал к выставке «Что нам лето принесло».

Часто использую художественные произведения. Например: «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева и др.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего труда.

  Опыт и знания, приобретенные дошкольниками летом, помогут воспитателю сделать жизнь детей содержательнее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с ж...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация досуга детей в летний период»Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной сторо...

Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей в летний период"

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

Консультация для воспитателей "Организация деятельности детей в летний период в ДОУ"

Лето-пора отдыха и развлечений для детей, а для взрослых - это серьёзная работа, направленная на создание всех необходимых условий, при которых будет осуществляться и оздоровление, и развитие и отдых ...