"Два шага до чуда" - конспект занятия для детей подготовительной группы детей с ОВЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шатилова Алевтина Алексеевна

Предлагаю интересно провести прогулку необычно и интересно, где дети получат новые знания, повторят пройденный материал, в доступной интересной форме знакомятся со стеклом, узнают о его необычном применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dva_shaga_do_chuda.docx54.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Два шага до чуда» (Знакомство со стеклом)

Использованные технологии: 1. Развивающая;

                                                   2. Здоровьесберегающая;

                                                   3. Личностно-ориентированная;

                                                   4. Технология исследовательской деятельности;

                                                   5. Игровая;

                                                                           

                                                   Воспитатель: Шатилова А.А.

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Два шага до чуда» (Знакомство со стеклом)

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.          Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы.      

Задачи:                                                                                                                            Образовательная область:  Познание.                                                                              1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.                                             2.Закрепить понятие «вещество,  выделять его среди различных предметов.                                                                                                           3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед)  между собой, выделяя общие и различные признаки.                                                                                                                           4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. 5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.                                                                                                            6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.                                                                                           7.Формировать представление об истории возникновения стекла.                                        8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений. 9.Воспитывать бережное  и осторожное отношение к стеклу.                                          10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.    

Социально-коммуникативное развитие:                                                                   1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.                                                                                                                              2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.                                                                                                                                 3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи.                                                                                                                4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.  

 Образовательная область:  Речевое развитие:                                                                     1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество,  словами, обозначающими свойства стекла.                                                                                                                                            2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.  

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.              

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.                                 Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

                                                       Ход совместной деятельности                                                                                                   Педагог: Есть у мыльного пузыря и  брат. (Показ мыльных пузырей).  Ни чуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами — настоящее чудо.                                                                                                                           Подойдите  к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.                                                               Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки.  Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.                                                                    Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь.   (Стекло)                                                Сегодня мы с вами поговорим о стекле.                                                                                                  Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «стекло»? (Ответы детей)                                                                                                                                  Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.                                                                                                                                         Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии.  Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды.              

Слайд № 2                                                                                                                                           Стекло это вещество.  Вспомните, что такое вещество?    (ответы детей)                                                   Правильно, вещество – это, из чего сделаны предметы и вещи.                                                Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество.                       Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.                                                                                                          Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы)  Правильно:                                                                                                                                                  1. Название материала или вещества                                                                                                        2. Состояние,                                                                                                                                               3. Форму,                                                                                                                                                      4. Цвет,                                                                                                                                                         5. Прозрачность.
6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.
7. Если вещество съедобное, то определить вкус.                                                                                   8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).
9. Растворимость.
10. Что из этого материала или вещества можно сделать?                                                             Слайд  № 3                                                                                                                                       Педагог:
 Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед.     Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.                         Физкультминутка. Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)                                                                                                        Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.                                                                                                                                       Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе:          Не кричать                                                                                                                                                 Не трогать без разрешения                                                                                                            Работать только на своем месте                                                                                                              Не пробовать на вкус без разрешения                                                                                      Соблюдать осторожность                                                                                                                   Слайд № 4                                                                                                                                                    А сейчас разделимся на группы.  Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие звуки. Вы должны на ощупь узнать предметы и назвать их. Те дети, которым попались слова с мягким звуком, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый звук – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.                                                                                                                                  В каждой группе мы выберем   научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.                                                    Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы.  Вам всё понятно? Тогда  приступайте к работе.                                                                          Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.                                                                              1 группа                                                                                                                                                    Мы провели опыты     со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить , то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение.     Слайд № 5                                                                                                                                                      2 группа                                                                                                                                                    Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.                                                                                                                              Слайд № 6                                                                                                                                                    А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга.

 Слайд № 7                                                                                                                                                    Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.                                                                                    Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед.       (Дети отмечают на доске маркером)                                                           Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.                                                                                                                                                         Слайд № 8                                                                                                                                                   А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)                                                                                                            Слайд № 9                                                                                                                                                  

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?                                                                              Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.                                         А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)                                                                                                                Правила обращения со стеклянными предметами.                                                                            Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?                                               Ребенок:  Со стеклом будь осторожен                                                                                                                Ведь оно разбиться может.                                                                                                                                     А разбилось – не беда.                                                                                                                                        Есть ведь верные друзья:                                                                                                                                       Шустрый веник, брат – совок                                                                                                                                   И для мусора бачёк –                                                                                                                                              Вмиг осколки соберут,                                                                                                                                        Наши руки сберегут.                                                                                                                                         А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В  НОД использованы приемы и методы:                                                                                                          Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.                                                  Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.                                                                      Прием чтения алгоритмов.                                                                                                                Прием сравнения.                                                                                                                                    Прием исследовательских действий.                                                                                                   Словесный метод с использованием речи – доказательства.                                                                   Метод наблюдения                                                                                                                          Самостоятельная деятельность детей.                                                                                                        Игровой метод.

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Изготовление дизайнерской бумаги»

Использованные технологии: 1. Развивающая;

                                                   2. Здоровьесберегающая;

                                                   3. Личностно-ориентированная;

                                                   4. Технология исследовательской деятельности;

                                                   5. Игровая;

                                                                                                                       

                                                 Воспитатель: Шатилова А.А.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Задачи:

Образовательная область: Познание:

  •  Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, показать взаимосвязь     природного и рукотворного миров.
  • Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества бумаги через проведение опытов.
  • Закрепить состав чисел 9 и 10.
  • Познакомить детей с новым бытовым прибором блендером и правилами обращения с ним.
  • Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.
  • Развивать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку  и аккуратность.
  • Создать у детей радостное настроение.
  • Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.

Образовательная область: Речевое развитие:

  • Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

Активизировать словарь: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, крахмал, растолочь, разорвать, миксер, экран, целлюлоза, пенька, вдоль, поперек и др.

  • Развивать мелкую моторику и креативность.
  • Формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: бумажные салфетки, туалетная бумага, старые газеты небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, экран, марля или полотенце,  миксер или блендер, поднос со значками из матовой и глянцевой бумаги, алгоритм изготовления бумаги, незаполненная карта успеха, алгоритмы изготовления бумаги, лупы, цветные карандаши или фломастеры, передники по количеству детей, головные беретики, губка 2 шт.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение занятий на темы «Как бумага в наш дом приходит», беседа «Что можно сделать из бумаги», выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги.

                                                                    Ход совместной деятельности

Педагог: Ребята, если вы отгадайте загадку, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Я бела, как снег, дружу с карандашом.                                                                                             Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадку. Как вы думаете, о чем  сегодня пойдет  речь? Совершенно верно, о бумаге.                                                                                                                             Давайте с вами вспомним стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги». Представляется совместно выполненная работа по рисованию по стихотворению С. Михалкова «Лист бумаги».

1 ребенок. Простой бумаги свежий лист                                                                                                                    Ты бел как мел. Не смят и чист                                                                                    Твоей поверхности пока                                                                                                 Ничья не тронула рука                                                                                                     Чем станешь ты? Когда, какой                                                                                 Исписан будешь ты рукой?

2 ребенок.  Нет, ждет тебя удел иной                                                                                    Однажды карандаш цветной                                                                                Пройдется по всему листу                                                                                                Его заполнив пустоту.                                                                                                              И синим будет небосвод,                                                                                                      И красным будет пароход,                                                                                                   И черным будет в небе дым,                                                                                                И солнце будет золотым!

Дети показывают совместно выполненную работу. Какой красивый рисунок вы нарисовали! Молодцы!

А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир.

(Слайд № 2)

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. (Слад № 3)

А как вы думаете, из чего делают бумагу?                                                                          Правильно, из древесины. А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка.        (Слад № 4)

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 5)                                                                                                                                    

Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству.  Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую, а теперь прозрачную (калька).

 Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как  можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 6)

А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

                                                          Опыт «Вдоль и поперек» (Слайд № 7)

 Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.  Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

 Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?                             Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна.  Это говорит о том, что бумагу делала машина. Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

              Просмотр  отрывка мультфильма  «Фиксики»  под названием «Бумага»                   изготовление бумаги на производстве).  http://www.youtube.com/watch?v=S3oFb5KziGc

Игра «Найди предметы из бумаги» (дети стоят в кругу)
А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети  рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги) .

А хотите сами попробовать изготовить бумагу? Давайте для этого разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)                                                         Их, как хочешь, поверни. (Вращение рук в кистях)                                                       По дороге белой, гладкой (Ладошка «моет» другую )                                             Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы «бегают» по столу)                                         Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки)                                            Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)                                                           Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

(Слайд № 8)

Для удобства работы мы с вами разделимся на две группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

А разделимся на группы мы так: у меня на подносе лежат карточки с примерами. Каждый подойдет и возьмет с подноса по одной карточке,  на столах лежат цифры. Назовите их. Правильно 9 и 10. У кого в сумме получится число 9, подойдите к столу с цифрой 9.У кого в сумме получится число10, найдет свой стол с цифрой 10. Все поняли задание? Влад, почему ты выбрал стол, где лежит цифра 10? (5 +5 =10). Аналогично педагог спрашивает остальных детей. (1+9, 3+7, 2+8, 6+4, 4+6, 0+10, 1+8, 2+7, 4+5, 5+4, 3+6, 6+3)

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для      

работы?

Правильно: салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей, миксер или блендер, марля, лоток, губка.

Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.

Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется? (Блендер) Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать вещества, продукты.

Перед вами  схемы изготовления бумаги.

(Слайд № 9) (Аналогичные алгоритмы лежат перед детьми, чтобы дети могли внимательнее рассмотреть алгоритмы изготовления бумаги). Внимательно рассмотрите их. Расскажите последовательность изготовления  бумаги..  (Рассказы детей)

Как вы думаете, чтобы бумага получилась красивой, яркой, что  можно сделать? Молодцы, вы правильно сказали, что в бумажную массу можно добавить сухие листики растений, конфетти, блески или добавить краски любого цвета. Вы сами выберете по своему усмотрению.

Все ли понятно?                                                                                                                                      Теперь выберем научных сотрудников в каждой команде, которые будет фиксировать нашу работу. Вот ваши карты успеха, куда вы будете заносить все результаты эксперимента.          Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка: Мы устали, засиделись,
                                 Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз,   рывками                      менять руки.)
                                 То на стену посмотрели,
                                 То в окошко поглядели.
                                 Вправо, влево поворот,
                                  А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
                                  Приседанья начинаем,
                                  Ноги до конца сгибаем.
                                  Вверх и вниз, вверх и вниз,
                                  Приседать не торопись! (Приседания.)
                                  И в последний раз присели,
                                  А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Тогда приступим к работе, а помогать вам работать с техникой буду я и Дарья Дмитриевна, наш логопед. Не забывайте отмечать свою работу в картах успеха.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагогов.

Вот бумага готова. Теперь ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу? Для этого понадобится 2-3 дня. Я думаю, мы сможем подождать. А потом мы с вами сделаем интересные и необычные поделки, которые подарим своим мамам, папам, друзьям, сестренкам и братишкам.

Расскажите, что вы делали, используя карту успеха.

Мы  - Молодцы потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

 Все сегодня работали дружно и быстро. Подумайте, что бы вы хотели сделать из изготовленной вами бумаги (ответы детей).

В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки.

В НОД использованы методы и приемы:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.
  • словесный метод
  • практический
  • наглядный

В результате непосредственно образовательной деятельности дети усвоили:

            1. Свойства бумаги;                                                                                                                     2.Умение читать алгоритм и самим заполнять карту успеха, составлять по ней рассказ о своих исследовательских действий;                                                                                                    3. Дети закрепили правила поведения при поведении опытов;                                           4. Умение обращаться с простейшими бытовыми приборами;                                                        5. Дети научились работать в командах, самостоятельно распределять обязанности при проведении экспериментов;                                                                                                                6. В их речи появились новые слова: эксперимент, карта успеха, лаборатория, свойства и другие, научный руководитель, шершавая, бархатная;

Дальнейшая работа: Изготовление поделок, аппликаций из полученной детьми дизайнерской бумаги.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт – Петербурга

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность коррекционной направленности на тему: «Путешествие в царство Простуды»  в старшей группе детей с нарушением зрения.

 

Использованы технологии:

                                    Технология исследовательской деятельности;

                                               Игровая технология;

                               Информационно-коммуникационные технологии;

                                    Технология интегрированного обучения;

                                    Здоровьесберегающие технологии;

                                               Коррекционная технология;

                           

                            Воспитатель: Шатилова А.А.

 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность коррекционной направленности на тему: «Путешествие в царство Простуды»  в старшей группе детей с нарушением зрения.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Образовательная область - Познавательное развитие: 

1. Закрепить и обобщить знания детей о предметах гигиены, их роли в жизни человека, закрепить правила мытья рук.

2. Закрепление порядкового счета в пределах 10, знание геометрических форм.

3. Дать детям знания о вредных микробах, о правилах борьбы с ними.

4. Формировать умение из частей составлять целое.

5. Закрепить знание геометрических форм: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба.

Образовательная область - Речевое развитие:

1. Развивать связанную речь: умение использовать в речи все виды предложений. Учить детей составлять связанный, последовательный  рассказ, используя алгоритмы. Обогащение словаря за счет слов: микробы, телескоп, полотенце, мыло, зубная паста, зеркало, губка, гребешок, расческа, шампунь, гель.

2. Формировать умение отгадывать загадки.

3.Развивать грамматический строй речи: подбор прилагательных к существительным женского, мужского и среднего род в единственном числе.

4.Закрепить знание считалки и ее использование в игре.

5.Закрепить знание букв родного языка и умения составлять из них слова.

Образовательная область – Социально – коммуникативное развитие:

1. Развивать у детей дружеские взаимоотношения, умение работать всей группой, парами и индивидуально.

2. Создать настрой на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Образовательная область – Физическое развитие:

1. Развивать у детей умение держать осанку, лазать на четвереньках через туннель.

2. Формировать знания о здоровом образе жизни и умения заботиться о своем здоровье.

3. Познакомить с правилами мытья рук.

Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие

Вспомнить песню «Мы едем, едем. едем»   (Стихи С. Михалкова )

Коррекционные задачи: 1. Развивать зрительно-пространственные ориентировки на ограниченной плоскости.

2. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Бейджики с именами детей, письмо, таблица с зашумленными предметами, мел, рисунки на эмоции, карточки с предметами гигиены, подобранные загадки, «жемчужины с нарисованными буквами з, д, р, о, в, ь, е, карточки с незавершенным изображением предметов гигиены,  таблица со схемой борьбы с микробами, зеркала разрезанные на части, маски обезьянок и зеркал по количеству детей, туннель., картинки с эмоциями людей.

Организация детей: Всей группой, подгруппой, парами, индивидуально.

                                   Ход совместной деятельности

Педагог: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого же оно и что в нем написано.

Дорогие, ребята! С нами, жителями страны Здравоярия, случилась беда. Злая колдунья Простуда украла у нас жемчужное ожерелье Здоровья и раскидала жемчужины от нашего ожерелья Здоровья по всей своей стране. Жители нашей страны Здравоярии стали болеть и умирать, заболели даже маленькие детки. Помогите, пожалуйста, собрать жемчужины. Спасите наших детей!

Педагог: Ребята, поможем жителям страны Здравоярии? Тогда отправляемся в путь. Чтобы мы быстрее добрались, давайте отправимся в путь на велосипедах. (Детям предлагается сесть на стульчики, прижаться спиной к спинке стульчика и имитировать езду на велосипеде). А чтобы было веселее ехать споем нашу песенку «Песенку друзей» (автор С. Михалков).

Ну вот и ворота замка злой колдуньи Простуды. Давайте пройдем через них.

(Дети пролезают через туннель).

Педагог: Дети посмотрите вот сюда. Злая королева Простуда запрятала предметы так, что жителям страны Здравоярии их не найти. Давайте поможем их отыскать.

Предлагается таблица с зашумленными предметами.

Какие предметы вы видите, назовите их? (Педагог предлагает каждому ребенку назвать по одному предмету и выложить их на ковралине).

Педагог: Какие предметов вы назвали? Сосчитайте! (10)

                А для чего нужны эти предметы?

Дети:       Они помогают содержать в чистоте наше тело.              

 Педагог: А как можно назвать их одним словом? (Предметы гигиены)

Педагог: Правильно. За верный ответ вы получаете жемчужину. Вот она, смотрите!

А теперь, если мы правильно расскажем о некоторых из них, мы получим еще одну жемчужину. Для этого сядем в кружок, ноги по-турецки, спина прямая. Я буду называть предмет, а вы будите передавать мячик по кругу и называть, признаки предмета. Например, мыло – бархатистое … (далее прилагательные называют дети: туалетное, хозяйственное, ароматное, душистое, скользкое, пенящее, щиплющее, цветочное, детское, пахучее, белое, разноцветное, твердое и т.д.)

А теперь называет тот, кому я бросила мяч.

Шампунь какой, Саша, называй! Тот, до кого долетит мяч, называют (пенящийся, жидкий, нежный, осветляющий, густой, травяной, восстанавливающий, перламутровый, укрепляющий).

Зубная паста. Какая? (Мятная, белая, тягучая, цветная, гигиеническая, антибактериальная, лечебная, душистая, отбеливающая, приятная).

Педагог: Молодцы! Вы справились с очень трудным заданием и получаете еще одну жемчужину.

Педагог: А теперь послушайте загадки. Вы их должны угадать.

               Ускользает, как живое,

                Но не выпущу его я,

                Мягкой пеной пенится,

                Руки мыть не ленится.     (Мыло)                                                                                                                          

                Говорит дорожка -

                Два вышитых конца.

                Помойся хоть немножко,

                И грязь умой с лица.

                Иначе ты  в полдня

                Испачкаешь меня. (Полотенце)                                                                  

                Кто, скажите, первый друг,

               Смоет грязь с лица и рук?

               Чтобы не было беды,

               Жить нельзя нам без … (воды)

Педагог: Как вы думаете, для чего нужны эти предметы, о которых я загадала загадки? Правильно, для того, чтобы мыть руки.

А кто вспомнит, как правильно мыть руки? Ой, я ничего не могу понять. Давайте говорить по очереди. А для того, чтобы узнать, кто будет говорить первым, вспомним нашу считалочку про мыло.

                          Мыло бывает

                          Разным – преразным:

                          Синим, зеленым,

                          Оранжевым, красным …

                          Но не пойму,

                          Отчего же

                          Всегда

                          Черной - пречерной

                          Бывает вода?

Педагог: А как вы думаете, почему была такая вода?

Дети: Потому что руки были грязные.

Педагог: А теперь Настя начнет рассказывать о том, как надо правильно мыть руки. ( По мере рассказа детей, воспитатель на ковралин выставляет алгоритмы  техники мытья рук или это может выполнить один из детей)

1 ребенок:  Перед тем, как намочить руки, надо закатать рукава.

2 ребенок:  Включи воду и, намочив руки, хорошо намыль их.

3 ребенок: Потри как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудь про запястья.

4 ребенок: Смой пену.

5 ребенок: Посмотри внимательно, не осталось ли грязи? Тщательно вытри руки. (Чтобы проверить, насухо ли ты их вытер, приложи руки тыльной стороной к щеке).

Педагог: Молодцы. Правильно. А когда мы моем руки? Давайте вспомним все вместе. Дети вместе с педагогом читают стихотворение.

                                 Руки мой после игры,

        И после туалета.

        С улицы пришел опять

        Не забудь про это.

        И еще закон такой:

        Руки мой перед едой.

        От простой воды и мыла

        У микробов тают силы.

Педагог: Вы правильно ответили. Вот держите еще одну жемчужину.

Педагог: Вы устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Зеркало и обезьянки». А потом подарим зеркала жителям страны Здравоярия, чтобы они могли любоваться своей красотой.  Ой, ребята, смотрите что случилось! Злая Королева Простуда разбила все зеркала и теперь игра у нас не получится.

Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы мы могли с вами поиграть?

Дети: Собрать зеркала.

Педагог: Правильно, чтобы мы смогли их быстро собрать, будем работать парами. Возьмите с подноса по одному осколочку зеркала, и вы узнаете, с кем вы будете работать. А теперь подойдите к столу и найдите, где ваше зеркало и начинайте работать.                                                                                                   (Дети из различных частей выкладывают зеркала различной геометрической формы).

Какой формы у вас получились зеркала? ( круглое, овальное, треугольное, квадратное, прямоугольное, ромбовидное)

Педагог: За такое трудное задание, я думаю вам можно дать целых две жемчужины.

А теперь и поиграем. Проводится игра «Зеркало и обезьянки» (под музыку из мультфильма «Каждый маленький ребенок …»

Педагог: Вы так весело играли, что заслужили еще одну жемчужину. Ведь королева Простуда не любит  веселья. Ну что ж, пора отправляться в путь. Ведь жемчужное ожерелье мы еще не собрали?

Апчхи – апчхи! Что же это такое? Ребята, здесь полно вредных микробов, ведь они друзья королевы простуды. Они попадают в организм человека и заражают его, поэтому человек может заболеть. Микробы очень малы, их можно увидеть с помощью специального прибора, который называется микроскоп (показывает картинку). Они живые и все время двигаются и имеют форму в виде палочек, шариков и спиралей. Они живут везде. Особенно любят грязные руки. Если человек плохо помыл руки, он может передать свои вредные микробы другому человеку. Хотите проверить?

(Проведение опыта)

Представьте, что этот кусочек мела представляет микробы. Я намажу им руки и буду с вами здороваться за руку. А теперь посмотрите ваши руки. Что вы увидели?                                                                                                                       Дети: Что наши руки тоже оказались запачканными мелом.

Педагог: Вот так происходит и с микробами. Я вам расскажу, как защититься от микробов.  Всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Это вы уже прекрасно знаете.

Использование интерактивной доски

  1. Мыть овощи и фрукты.
  2. Не есть и не пить на улице.
  3. Есть и пить только из чистой посуды.
  4. Когда кашляешь или чихаешь, закрывать нос и рот платком.
  5. Чаще делать в доме влажную уборку.
  6. Ходить дома в домашней одежде.
  7. Проветривать комнаты.
  8. Избавляться от мух – они переносят микробов.

Давайте попробуем вспомнить, глядя на картинки, а я вам помогу.

Педагог: Молодцы, вот вам еще одна жемчужина! А теперь выложите их на ковралин. Посмотрите, на них есть какие-то буквы. Назовите их. (Дети называют). А теперь попробуем составить слово. Осталось у нас еще одно препятствие. В своем царстве она испортила все предметы гигиены. Если мы их исправим, то скоро Жемчужное ожерелье будет наше. Я каждому раздам карточку, а вы догадайтесь, что надо сделать. (Детям раздаются карточки, на которых недостает каких-то элементов предметов гигиены, например, у зубной щетки не хватает щетины и т.д.). За правильно выполненное задание вы получаете последнюю жемчужину. Если у нас оно получится, жители страны Здравоярии будут спасены.

Дети составляют слово Здоровье.

Педагог: Вот оно Жемчужное ожерелье. (Показывает настоящее ожерелье)Пора нам обратно в детский сад. Вот они ворота, быстрее уходим     отсюда. Нам здесь делать больше нечего.                                                    Педагог: Ребята, смотрите, нас Ольга Михайловна встречает.                        Ольга Михайловна: Ребята, откуда вы приехали? Что это у вас в руках?

Дети делятся своими впечатлениями. Подводится итог занятия.

Педагог:  А теперь снимите свои бейджики и поместите их под лица, изображающее настроение.

Дети выполняют задание. А педагог узнает, какое впечатление оставило у детей данное задание.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт – Петербурга

Конспект занятия НОД по речевому развитию в средней группе «В госте к весне»

Использованы технологии:

                                    Технология исследовательской деятельности;

                                               Игровая технология;

                               Информационно-коммуникационные технологии;

                                    Технология интегрированного обучения;

                                    Здоровьесберегающие технологии;

                                               Коррекционная технология;

                           

                            Воспитатель: Шатилова А.А

Цель:

  • Формирование знаний о временах года, назвать приметы времен года.
  • Обобщить представления детей о весне.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”. Дать представления об изменениях происходящих ранней весной в природе.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Актуализация знаний о смене времён года.

Развивающие:

  1. Развитие общей моторики.
  2. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  3. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, времена года ; приметы весны: становится тепло, тает снег, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, капель.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; наблюдение на прогулке за признаками весны; заучивание физминутки «Весна»;

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью “Ребятам группы «Дружная семейка”. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к  нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню.

Он был прямоугольной формы, голубого цвета, большой. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Повторите, какое мы должны найти письмо?

Воспитатель: Дети, посмотрите, в конверте, что-то лежит. Давайте посмотрим. (достает картинки с временами года)

Что на них изображено? Правильно, времена года. Назовите их. А теперь давайте разложим времена года в определенном порядке, как они друг за другом.

Какое первое время года? (Зима, потому что год начинается с зимы)

Ребенку предлагается найти заданное время года и выложить на ковролин.

Почему вы  думаете, что здесь изображена зима? (Много снега, холодно и т.п.)

Какое следующее время года? Правильно весна. Ребенок находит картинку, где изображена весна. Почему вы думаете, что на картине изображена весна? (Ответы детей)

После весны, какое время года наступает? Совершенно верно, лето как вы догадались, что эта картинка про лето? (Ответы детей)

Какого времени года у нас не хватает еще? Осени. Чем осень отличается от других времен года? (Ответы детей0

Сколько всего времен года?

 Поиграем в игру «Чудесный мешочек».

Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а осенние - на осень. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)

Молодцы, все выполнили правильно.  под каким временем года у нас нет картинок?

Сегодня мы с вами поговорим о весне. Отгадайте загадку.

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру –

Я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче,

За окном – всё жарче, жарче…

Что это такое? –

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко?

Игра «Солнышко весной»(подбор прилагательных к слову солнышко)

Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные:

солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.

Весной чаще светит солнышко, оно теплое и что происходит со снегом? Правильно, снег тает, и появляются сосульки.

Воспитатель достает картинку, где изображена сосулька. Сосулька тает и получается – Что? капель.

Давайте послушаем, как звучит капель. Для этого ляжем на ковер, закроем глазки  и представим, где капель может звучать: в городе, в лесу, в саду и т.д. (звучит ауди запись капели)

А теперь давайте мы с вами изобразим капель на металлофоне. Вначале солнышко греет мало, и капель падает медленно. Но потом солнышко стало припекать больше, и капель застучала все чаще: «Кап-кап». (дети играют на металлофонах)

А теперь мы с вами поиграем. Игра «Гори-гори ясно»

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей

(дети машут руками, стоя на месте).

И сугробы тают, тают

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают

Воспитатель: На снежную поляну,

                         Согретую весной,

                         Упал кусочек неба -

                         Расцвёл цветок лесной!

Воспитатель достает из конверта картинку подснежника.

Как  называется этот цветок? Почему его так назвали? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а можно рвать подснежники?

Ребенок читает стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.  (Т. Собакин)

Цветы надо беречь.

Ребята, а в конверте есть еще картинка. Посмотрите. Что вы видите? Правильно, веточку с почками. Почки набухают и появляются листочки. Посмотрите, на наших веточках листочки уже появились. (Дети рассматривают ветку тополя с почками)

Ребята – тихо, вы слышите, где-то журчит вода.   Откуда она взялась? Правильно, снег растаял и появились ручейки.

Показ картинки. Дети весной очень любят   пускать кораблики. А вы любите? Тогда возьмите свои кораблики, опустите в воду и подуйте. Чей кораблик дальше уплывет. Игра «Кораблики» (развитие речевого дыхания)

Молодцы, весело поиграли.

О каком времени года мы сегодня говорили?

Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили? 
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"

Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное  искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети ...

Конспект занятия – игры в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «В гостях у осени»

Программное содержание:1. Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по лексическим тематикам.2. Закреплять знания детей по темам осень, овощи, фрукты, деревья, грибы...

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...