Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Почемучки"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Насонова Елена Владимировна

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx214.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Челябинска»

Проект по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Почемучки»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Насонова Елена Владимировна

2024г.

Проект по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Почемучки»

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму». (Китайская пословица)

Проблема проекта:По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Актуальность

Детское экспериментирование - эффективный метод познания явлений

окружающего мира и является одной из актуальнейших проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзает вода зимой, распространяется звук в воздухе и в воде, отличают объекты окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи: Образовательные:

расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; знакомить        детей        со        свойствами        различных        предметов,        природных материалов; обогатить и активизировать словарный запас детей

Развивающие:

развивать у детей познавательные способности;

развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

развивать        восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать;

развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Тип проекта Место реализации

По виду деятельности

По продолжительности

По форме реализации Участники проекта

Возраст детей Образовательная область

Области интеграции


Общие сведения о проекте:

познавательно-исследовательский

МБДОУ «Детский сад №12 г. Челябинска»

познавательный

краткосрочный - ноябрь

 групповой

дети средней группы, родители, воспитатель

4-5 лет

«Познавательное развитие»

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке системы работы по        развитию        познавательно        –        исследовательской        деятельности        детей посредством экспериментирования в детской экспериментальной лаборатории. Детская        экспериментальная       деятельность        способствует        сохранению полноценного здоровья личности дошкольников, отвечает также современным требованиям        концепции        модернизации        Российского        образования: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые       люди,        которые        могут       самостоятельно       принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Механизмы реализации проекта:

совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации        различных        видов        детской        деятельности:        игровой,

коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы);

самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями. наблюдения,

эксперименты оформление фотоальбомов

Оснащение развивающей предметно – пространственной среды:

Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный        природный        материал;        утилизированный        материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.); разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

контейнеры для сыпучих и мелких предметов; правила работы с материалом.

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы;

тематические альбомы;

карточки-подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает У дошкольников:

Обогащение        знаний,        представлений        об        окружающем        мире        у дошкольников;

Усвоение детьми образно-символического способа действий (умение работать со схемами, символами);

формирование коммуникативных навыков.

Появление у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

У родителей:

Повышение        педагогической        компетентности        родителей,        их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка,

появление новых общих интересов детей и родителей.

повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

У педагогов:

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания        и        развития        детей        дошкольного        возраста,        учитывает        их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку; принцип учета индивидуальных особенностей детей;

принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;

принцип интегративности; научной обоснованности и практической применимости

Методы проекта: игровой творческий проблемное общение;

проблемно-поисковый опытно–экспериментальный эффект удивления. развивающие игры

Замысел проекта

Создать необходимые условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта. Составление плана, выбор форм работы.

Подбор        наглядно-дидактических        пособий,        методического        и демонстрационного материала, детской художественной литературы.

Разработка циклов занятия

Подбор        оборудования        и        материалов        для        оснащения        центра экспериментальной деятельности.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Анкетирование родителей.

2 этап. Реализация проекта

Реализация плана образовательной работы; Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательная деятельность по реализации проекта        планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные        особенности        воспитанников,        применялась        интеграция образовательных областей:

Образовательные области Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально– коммуникативное


Формы работы с детьми

Беседы

« Свойства воздуха»

«Нам водичка – добрый друг» «Свойства ткани»

«Роль снега и льда в жизни растений и животных»

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

«Почему воду надо беречь?» «Путешествие волшебной капельки»

Опыты и эксперименты «Всё ли притягивает магнит?» «Цветные льдинки» «Воздух повсюду»

«Что в пакете?»

«Что растворяется в воде?» «Может ли растение дышать?»

Наблюдения «Таяние снега» за облаками сосульками

морозными узорами на окне

Просмотр мультфильма Фиксики «Магнит»

НОД:

«Лаборатория маленьких экспериментаторов»

Чтение художественной литературы Б. Заходера «Течет река».

С.Добрицкая «Маленькие человечки» «Рассказ о круговороте воды для детей»

Е. Благининой «Снег»,

А. Дэви «Зима», «Снежинка»,

Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю

ночь рисовал»

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

развитие

Художественно-эстетическое развитие


«Мы – лаборанты»

Дидактические игры: «Воздух, земля, вода» «Что для чего»

«Что бывает из бумаги» «Притягивает – не притягивает» «Из чего сделано» «Чудесный мешочек

Настольно-печатные игры Лото «Растения, животные» «Магнитная мозаика» «Зоологическое лото»

Игра – драматизация:

Магнитный театр «Маша и медведь» Теневой театр «Золотая рыбка»

Трудовая деятельность:

Полив и рыхление комнатных растений Посадка лука

Уборка        своего        рабочего        места        после проведения опытов

Беседа по ОБЖ:

«Правила безопасности при проведении опытов»

Аппликация:

«Снегири на ветке рябины» «Веселый снеговик» (из ладошек)

Рисование:

«Зайчик серенький стал беленьким»

Лепка

«Рыбка» (пластилинография)

Хороводные игры: «Снегири» «Воробей»

Музыкальная игра «Помогатор»

Физическое развитие        Подвижные игры: «Два Мороза»

«Шишки, жёлуди, орехи».

Дыхательная гимнастика «Насосик» (методика Стрельниковой) «Ветер-ветерок»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик»

«Снежок» «Овощи»

Зрительная гимнастика: «Снежинка» «Ветер»

«Цветы» «Дождик»

Формы сотрудничества с родителями: информационно – аналитические

беседы; консультации; памятки.

наглядно-информационные папка-передвижка; выставка детского творчества; презентация.

познавательные

совместная работа по тематическому плану проекта.

III этап –заключительный

Презентация проекта «Маленькие почемучки» Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага» Фотоотчёт «Почемучки-исследователи»

Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста.

Работа с родителями «Выставка камней», «Выставка ракушек» Консультации для родителей: «Как развивать любознательность ребёнка?», «Детское        экспериментирование»,        «Создание        условий        для экспериментирования детей дома».

Открытое мероприятие «Лаборатория маленьких экспериментаторов» Мастер-класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и

учебно-воспитательный        процесс        на        основе        темы        проекта,        создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенный мир магнитов». педагог Ивановская Светлана Степановна

Задачи:vЗнакомство с понятием «магнит».vФормирование представлений о свойствах магнита.vФормирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщени...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Мы -экспериментаторы"

Проект по исследовательской деятельности в средней группе...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Удивительный снег"

Проект по исследовательской деятельности "Удивительный снег"...

Проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Здравствуй, Осень»

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Знакомство с экспериментами"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....