Проект "Мы маленькие волшебники - исследователи"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мамраева Ольга Николаевна

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_malenkie_issledovateli.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему  « Мы – маленькие волшебники – исследователи»               «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности

он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность».

Лев Семенович Выготский.

Проект краткосрочный  по теме недели « Маленькие исследователи» - 12.02 -16.02. 2024 год.

Участники проекта – дети  2- 3 лет, воспитатели, родители.

Проект разработала и реализовала воспитатель Мамраева О.Н.

Пояснительная записка.

 Проблема ознакомления дошкольников с окружающим природным миром актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в ознакомлении детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.

Актуальность проекта:

Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности  является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели  проекта

 Цель проекта: Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

*  знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

 *   расширять и углублять представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.

*  развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с окружающим природным миром

  * активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь

    * развивать любознательность, самостоятельность

Краткая аннотация содержания проекта

 Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта .

 Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи

 Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Этапы  реализации проекта.

1этап  Организационный

*  Выбор темы проекта.

 *   Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;

*    Разработка проекта, картотек игр по познавательно-исследовательской деятельности, наглядной информации для родителей

 *   Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;

*    Разработка конспектов, презентаций для родителей

  *  Создание развивающей среды для ознакомления с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования

2 этап – основной – проведение мероприятий.

Дата

Мероприятия

Цель

12.02.2024г

Чтение стихов и потешек о воде: «Водичка, водичка!»; «Ай, лады-лады…», «Буль, буль»,

Наблюдение за снегом.

  Опыт «Разноцветная вода»,

Посев семян салата и укропа

Продолжать знакомить детей со свойствами снега

Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность,

растворимость, замерзание при низкой температуре)

13.02.2024г.

Беседа », «Берегите воду»

Чтение  Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;

Посадка лука

Опыт  «Снег-это тоже  вода»  рассматривание воды от растаявшего снега.

Учить детей бережно относиться к воде, своевременно закрывать кран.

Прививать интерес к художественной литературе.

Привлечь детей к наблюдению за посадкой лука.

Показать  что снег  при таянии превращается в воду и какая грязная вода получается из снега.

14.02.2024г.

Опыт «Разноцветные сосульки»;

Рассматривание иллюстраций с изображением воды.

Чтение стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»;

Экспериментирование « Тонет  - не тонет»

Рисование  губкой по мокрой бумаге.

По знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (ватными палочками)

; Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения

опытов с водой  , легкими и тяжелыми предметами..

15.02.2024г.

Посев семян перца и эстрагона

Наблюдение за зеленью лука

 Опыты с воздухом» Дуем трубочкой в воде»

Рассматривание корней герани в воде.

Привлечь детей к наблюдению за посевом семян перца и эстрагона.

Рассмотреть зелень лука, вспомнить как его посадили в землю.

Предложить детям опыт с водой и трубочкой, посмотреть»  бурю» в стакане.

Рассмотреть корни герани, проросшей в воде.

16.02.2024г.

Наблюдение за всходами салата и укропа

Опыты с песком «Почему сухой  песок хорошо сыплется, а мокрый нет?

 Дидактические игры:

«Выложи солнце», «Солнце, вода» — на прищепках, " «Времена года», «Собери картинку» — пазлы, «Что лишнее», « ,Кто где живёт«

Обратить внимание детей на всходы укропа и салата,

На опыте показать свойства сухого и мокрого песка.

.привлечь детей к дидактическим играм на примере живой и неживой природы.

Работа с родителями.

Консультация  «Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Советы для родителей поддерживание интереса детей к экспериментированию»,

 Рекомендации  для родителей по экспериментированию с водой, «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с воздухом», «Игры с бумагой», «Игры с деревом», «Игры с бумагой», посадка лука, овса, цветов.

Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование

, Памятка «Детское экспериментирование»,

   

3 этап Заключительный

Показ презентации проекта  по теме родителям.

. Заключение и выводы

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего дошкольного  возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования позволила  изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

"Маленькие волшебники"

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...

Гимнастика маленьких волшебников

Данная игра является фрагментом  комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем....

Самомассаж "Маленькие волшебники"

Массаж всех частей тела. Дети могут делать его сами....

Маленькие волшебники

Авторская рограмма ИЗО дополнительного образования детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет. В работе использованы нетрадиционные техники рисования....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" на 2012-2013 учебный год.

Перед Вами перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" ,в котором вы можете ознакомится с целью и тематикой кружковой работы с детьми  среднего дошкольного возрастана 2012-2013 уче...