Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
методическая разработка по окружающему миру

Марасан Ирина Александровна

        Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.  А с какого возраста целесообразно начинать обучение детей финансовым вопросам?  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью
или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

 Наш семинар я назвала так не случайно. Во-первых, обучение основам финансовой грамотности – это новое направление в педагогике, которое только набирает обороты своего развития. Во – вторых, это новый опыт в работе педагога. Кто то уже начал первые шаги по данной теме. А кому-то только предстоит разбираться в вопросах финансов.

      Перед началом семинара, я попросила вас заполнить анкету «Основы финансовой грамотности в дошкольном образовании». Данная анкета позволила нам оценить потребность нового направления педагогики и его значимость. Так большинство педагогов, а это более 95% ответили, что положительно отнеслись бы к тому, что основы финансовой программы включили в ФГТ.

      Немного теории. Актуальность направления обусловлена многоми причинами. Сейчас все зависит от денег. Деньги определяют, будет ли у нас крыша над головой, что мы будем есть и какую воду пить, где учиться, во что одеваться. От финансов зависит, каким будет отдых и даже с кем мы будем общаться. Поэтому крайне важно знать, как обращаться с деньгами, чтобы не выплачивать долги до конца жизни и иметь возможность питаться жить полной жизнью.

          Ребенка стоит учить основам финансовой грамотности в детстве для того, чтобы он смог самостоятельно вести свою жизнь во взрослом возрасте. Бережливость, организованность, и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

     Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

        Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

        В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?

     А с какого возраста целесообразно начинать обучение детей финансовым вопросам?  Согласно вашим ответам, это возраст 5 – 7 лет. Почему? Предложите свои варианты.

      На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь все дети развиваются индивидуально. Если видите, что ребёнок готов, не медлите. Начинайте с простого и продвигайтесь по мере осмысления материала. Чем раньше вы начнёте обучение детей финансовой грамотности, тем легче им будет усвоить необходимые навыки.

Примерный ориентир по возрасту таков:

  • В 4 года возможно знакомство с деньгами в игровой форме
  • С 5-6 лет можно начинать обучение осознанной трате денег
  • К 7-8 годам ребёнку нужно давать карманные деньги и объяснять, как пользоваться ими
  • С 10 лет можно переходить к более сложным понятиям о банках и электронных деньгах
  • В 12-14 лет пора рассказать чаду о возможностях самостоятельного заработка и инвестирования

      А кто должен начать обучать детей финансовым и экономическим темам?

Согласно вашим ответам это общая задача и педагогов образовательных организаций и родителей. Хотя многие основы, а точнее такие экономические качества, как бережливость, аккуратность, организованность начинают закладываться в семье с раннего возраста. Например, бережное отношение к игрушкам, привлечение детей к труду,

      Начиная работу по  воспитанию  финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей этих детей о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы  воспитания  финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме.  

      Вот мы выяснили с вами с какого возраста нужно начать обучение финансам, мы сказали, что необходимо тесное сотрудничество с родителями. Но все таки главная роль в этом процессе отводится педагогу. Если родители не обладают основами финансовой грамотности, имеет трудности в ведении семейного бюджета. Поэтому в первую очередь вы должны начать с себя, а ваше поведение является финансово грамотным, а вы обладаете теми знаниями, которые хотите дать ребенку. Ну и конечно же если у вас есть дети и вы хотите научить их финансовой грамотности – используйте это как мотивация, чтобы самому научиться. Ведь вы кого то чему то учите, то вы усваиваете до 90% этой информации.. ведь вам сначала нужно ознакомится с информацией, ее структурировать, а затем в этом структурированном виде изложить ее, причем для ребенка нужно сделать настолько просто, чтобы он понял все нюансы. А это будет для вас дополнительной мотивацией.

      Чтобы получить необходимые знания по вопросам финансов, структурировать и систематизировать их . я думаю нам необходима курсовая подготовка.

Курсы для педагогов  «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

1. Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. https://s-ba.ru/kpk-fin-do

 2. Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/course/1974

3. Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях. https://perm.ucheba.ru/program/729691

4. ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОУ. https://study.eduregion.ru/finansovaya-gramotnost

Обзор методической литературы

1. Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5 – 7 лет.

2. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы для детей 5 – 7 лет.

3. Поварницина, Киселева - Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал обложка книги Поварницина, Киселева: Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал

4. Ульева Е. - Финансовая грамотность в сказках. История монетки/Ульева Е. обложка книгиФинансовая грамотность в сказках. История монетки/Ульева Е.


Стахович, Рыжановская, Семенкова - Занимательные финансы. Комплект пособий. ФГОС ДО обложка книгиАннотация к книге "Занимательные финансы. Комплект пособий. ФГОС ДО"

Обучающий комплект "Азы финансовой культуры" - это возможность:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни
- заложить правильное отношение к финансовым ресурсам
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений
- мотивировать к бережливости
- формировать систему ценностей
- развивать интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
Комплект включает пособия:
- Программа
- Методические рекомендации
- Читаем и обсуждаем
- Книжки-раскраски к трём произведениям
- Рассуждаем и решаем
- Играем вместе
- Мини-спектакли (с раздаточным материалом)
- Говорим с детьми о финансах (пособие для родителей)
- Рабочая тетрадь 5-6
- Рабочая тетрадь 6-7

Стахович, Рыжановская, Семенкова - Рассуждаем и решаем. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО обложка книги Стахович, Рыжановская, Семенкова - Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО обложка книгиСтахович, Рыжановская, Семенкова - Играем вместе. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО обложка книги

В рамках курса «Основы финансовой грамотности дети знакомятся с основными экономическими понятиями.

Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий

Понятие

Описание

1.

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и

товар или услуга.

2.

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена

(инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

3.

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

4.

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5.

Покупка, цена, продажа,

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-

Понятие

Описание

обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

цена-покупка».

6.

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать

и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

7.

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним

бережливо.

8.

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли

возможность это купить.

9.

Торговые предприятия:

магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

10.

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое

влияние она может оказать на него.

11.

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не

купишь.

    Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Приоритетными формами являются:

1. Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт   мир.  Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

2. Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно –ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

3. В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия

4. Дидактические игры. Так же нужно активно включать дидактические игры.

5. Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов

6. Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Игры для педагогов

ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

  1. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
  2. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
  3. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны……

  1. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
  2. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
  3. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
  4. ЗАДАНИЕ 2. « Кто последний?»
  5. Книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)
  6. Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.
  7. РАЗМИНКА:
  8. 1.        Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
  9. 2.        Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
  10. 3.        Чтобы партнѐров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
  11. 4.        Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
  12. 5.        Он в нашем доме считает электроэнергию (счѐтчик).
  13. 6.        Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).
  14. 7.        Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
  15. 8.        За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
  16. 9.        Информация о товаре (реклама).
  17. 10.        Что такое бартер? (обмен).
  18. 11.    Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
  19. 12.   Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
  20. 13.        Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
  21. 14.        В чѐм измеряется цена товара? (в деньгах)
  22. 15.        Мебель купили, одежду, посуду, Брали для этого в банке мы (ссуду)
  23. 16.        Место торговли, где можно торговаться (рынок).
  24. 17.        И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
  25. 18.        Как называются иностранные деньги? (валюта).
  26. 19.        На товаре быть должна обязательно - (цена).
  27. 20.        То, что продаѐтся или покупается (товар).
  28. 21.        Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?
  29. 22.        Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку?
  30. 23.        Какой эпитет (т.е. слово в переносном значении) часто употребляется при описании новой денежной купюры?
  31. 24.        Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?
  32. Сектор «Ценные бумаги»
  33. Соотнесите предложенные понятия и определения

1.

Листинг

А. - это стартовый капитал компании, с которого она начинает свою коммерческую деятельность

2.

Фондовый рынок

Б. – это платежи за пользование компанией твоими деньгами

3.

Купонные выплаты

В. – это пакет акций (доля в уставном капитале), позволяющий владельцу пакета блокировать решения общего собрания акционеров в случае, если они для него невыгодны

4.

Привилегированные акции

Г.- это ценная бумага, которая удостоверяет долговое обязательство компании перед владельцем и предусматривает погашение обозначенной в ней суммы в оговоренные сроки, а также выплату предусмотренных купонных платежей

5.

Облигация

Д. – это сегмент финансового рынка, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг.

6.

Уставной капитал

Е.- это особая процедура отбора акций, которые могут быть допущены к продаже на бирже

7.

Обыкновенные акции

Ж.- это акции, ограничивающие права своих владельцев на участие в голосовании на общем собрании акционеров, но дающие своим владельцам гарантию выплат дивидендов

8.

Блокирующий пакет акций

З.- это акции, удостоверяющие право своих владельцев на участие в общем собрании акционеров, в голосовании по принимаемым ими решениям, на долю чистой прибыли

Сектор «Экономика в сказках»

1.        В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.        Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3.        В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4.        В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5.        В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6.        В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7.        Герои какой сказки, благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8.        В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

9.        В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

Сектор «Валюта стран мира»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Слайд 2

Финансы - совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного решения в области финансов.

Слайд 3

Примерный ориентир обучения основам финансовой грамотности по возрасту : В 4 года возможно знакомство с деньгами в игровой форме С 5-6 лет можно начинать обучение осознанной трате денег К 7-8 годам ребёнку нужно давать карманные деньги и объяснять, как пользоваться ими С 10 лет можно переходить к более сложным понятиям о банках и электронных деньгах В 12-14 лет пора рассказать чаду о возможностях самостоятельного заработка и инвестирования

Слайд 4

Самое главное начать с себя: - вы финансово грамотный человек; - вы обладаете определенными знания в сфере финансов; - ваша личная мотивация

Слайд 5

Курсы для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» 1. Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. https://s-ba.ru/kpk-fin-do 2. Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/course/1974 3. Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях. https://perm.ucheba.ru/program/729691 4. ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОУ. https://study.eduregion.ru/finansovaya-gramotnost

Слайд 6

Методическое обеспечение:

Слайд 7

Методическое обеспечение 1. Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5 – 7 лет. 2. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы для детей 5 – 7 лет.

Слайд 8

Перечень базовых финансово-экономических понятий: труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга, деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата, личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, покупка, цена, продажа, домашнее хозяйство, потребность, капризы, желание, возможность, богатство, бедность, жадность, щедрость, реклама

Слайд 9

Приоритетные формы экономического воспитания: - игра (сюжетно-ролевые, дидактические); - комплексно – тематическое занятия; - чтения художественной литературы.

Слайд 15

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....