Самообразования: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_eksper.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области

                                                       

 

                                 

                                                                                         

Воспитатель:

                                                              Верёвкина Галина Сергеевна.

                                                                «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е. Тимирязев.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. .

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных  детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

С детьми старшего дошкольного возраста основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.

Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:

-      выделение и постановка проблемы;

-        поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

-        сбор материала;

-        обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

 - создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;

- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Перспективный план

тема

задачи

Материал и оборудование

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

  1. Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека и растений; воспитывать бережное отношение к воде.

Стаканы, гуашь, сок лимона, соль, сахар.

Родительское собрание: «Поможем воде стать чистой»

  1. Вода не имеет формы.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Сосуды разной формы.

Консультации для родителей по экспериментированию с водой

  1.  Пар - это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пор - это тоже вода; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Сосуд с кипящей водой, холодный предмет.

Буклет «Экспериментируем дома».

  1. Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

 

Лист растения, воск.

Презентация «Роль воды в жизни растений».

Октябрь

  1. Этот удивительный воздух.

 Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать.

Два воздушных шарика, ёмкость с водой, весы, стакан, лист бумаги.

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

  1. Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Стаканчики с водой, соломинки, банка с водой, 2 свечи.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Где прячется воздух».

  1. Ветер, ветер,                             ветерок

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Загадка о ветре. Изготовление вертушки (по схеме).

 Игры с веерами, султанчиками, вертушкой.

Буклет «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой».

  1. Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Художественные произведения, семена растений для игры.

Сбор семян разных растений.

Ноябрь

  1. Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Песок, лупа, песочные часы, вода.

Презентация «Песок и его свойства».

  1. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

«Песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

  1.  Игры с песком

Уточнять и расширять знания детей о свойствах песка, совершенствовать умение работать сообща, учить выдвигать гипотезы, делать выводы.

Мокрый песок, формочки.

Консультация «Игры с песком».

  1. Песок. Глина

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Сухой песок, глина, изделия из глины, вода.

Предложить родителям сделать изделия из глины.

Декабрь

  1. Замораживаем воду.

Дать детям понятие о том, что снег – это замёрзшая вода.

Формы для замораживания льда, вода, кусочек льда, свеча.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками.

  1. Льдинка и снежинка

Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Сосуд со снегом и кусочки льда.

Предложить собрать информации об объектах неживой природы: снег и лед, их сходство и различие.

  1. Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Сосуд с водой, свеча, лупа, вата.

  1. Рисование цветной водой по снегу.

Показать детям способ рисования цветной водой по снегу.

Брызгалки из пластиковых бутылок, крашеная гуашью вода.

Украсить деревья ледяными игрушками.

Январь

  1. В гостях у Карандаша Карандашовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей.

Большая ёмкость с водой, деревянные предметы, пластмассовые, металлические.

Предложить собрать материал по разным материалам.

  1. Мир бумаги.

Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять  качества бумаги и свойства.

Виды бумаги, копирка.

Конструирование из бумаги.

Февраль

  1. Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики.

Предметы из металла, ёмкость с водой, свеча.

Сделать книжку-малышку «Что можно сделать из металла»

  1. Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Попросить принести в уголок магниты разные по размеру.

  1. Магнит-волшебник

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

  1. Фокусы с магнитами

Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты, воспитывать познавательный интерес и наблюдательность.

Магниты, миска с водой, банка с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата; скрепки.

Придумать интересный опыт с магнитом.

Март

  1. Жизнь растений. Растение – живой организм

Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Семя бобовых (фасоль, горох), горшок для посадки, земля, вода.

Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

 детей к познавательному

 экспериментированию».

 

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

  1. Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла.  

Помочь выявить свойства стекла;

развивать память, воображение, мышление, речь;

 упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Различные стеклянные предметы: колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

  1. Зеркало

познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование; продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развивать интерес к познанию окружающего мира; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель.

Два зеркала, стакан с водой, ложка, полированный металл, фонарь, бумага.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

4. Сталактиты и сталагмиты

Выяснить, что такое кристаллы; обогащать и расширять словарь детей; определить факторы внешней среды, необходимые для роста  кристаллов.

Соль или сахар, дистиллированная вода, неметаллическая ёмкость, деревянная палочка для помешивания раствора, бумажные салфетки.

Задание на дом:

Вырастить кристаллы сахара, соли.

Сделать фото и зарисовки.

Апрель

  1. Тайное послание

Познакомить детей с техникой рисования по воску и технологией проявления «невидимых чернил», развивать внимание, мышление.

Лист бумаги, молоко, свеча.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

  1. Опыты: «Извергающийся вулкан».

Познакомить детей с интересными опытами с уксусом и содой, воспитывать аккуратность, развивать внимание, мышление.

Пластилин, мел, стакан с водой, уксус, сода, ложечка маленькая.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

  1. Опыты: «Бумага против воды», «Дождь из тучки»

Познакомить детей с новыми интересными опытами.

Лист бумаги, вода в стакане; банка с водой, пена для бритья, пищевые красители.

Оформление папки «Мои открытия».

  1. «Повелитель воздушных шаров»

Познакомить детей с опытами с воздушными шарами,  развивать внимание, мышление.

Воздушные шары, скотч, иголка; бутылка с узким горлышком, сода, уксус.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Май

  1. Опыты: «Снег летом», «Паста для зубов слона»

Продолжать знакомить детей с интересными опытами.

Подгузник, ножницы, пластиковый стакан, вода, противень; марганцовка, жидкое мыло, перекись водорода.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

  1. Опыты: «Цветы лотоса», «Чудесные спички»

Знакомить детей с опытами со спичками и бумагой,

Таз с водой, цветок бумажный с  закрученными лепестками; спички, пипетка.

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

  1. Интересное рядом!

Вызвать желание самим провести несложный опыт; показать, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами.

Необходимые материалы для  опытов детей.

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

  1. Чудесная страна – экспериментов!

Вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год.

Необходимые материалы для изученных опытов

Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников»....

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...