Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Свойства снега и льда"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

"Свойства снега и льда". Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельному формулируемому выводу на основе полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg_i_lyod.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельно формулируемому выводу на основе полученных результатов.

Цель:

• Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

• Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

• Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Ребята, сейчас какое время года у нас? (Зима)

Правильно, зима, она вам нравится? За что вы ее любите?

(Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу)

Всё это можно делать только зимой. Почему?

(зимой есть и снег, и лёд).

О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе - горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы)

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.

Опыт№1 : « Знакомство со льдом»

Воспитатель:

Давайте подойдем к столу. Что лежит в ванночках? (лед)

Дотроньтесь до него рукой. Какой он? Лёд холодный.

Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.

Опыт №2 « Определение лед: твердый и скользкий»

Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему.

Что можно сказать про лёд? Какой лед? Твердый

Воспитатель:

Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке?

Можно поскользнуться и упасть. Почему?

Лёд скользкий.

Проведите пальчиком, скользит.

Опыт №3. «Определение цвета»

Воспитатель:

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Физ. минутка:

Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

Опыт №4 «Определение прозрачности»

Воспитатель:

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.

Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный

Опыт №5« Определение свойств : Сыпучий и хрупкий»

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).

А что будет, если по льду постучать и уронить его? Расколется.

Воспитатель:

Мы сейчас это проверим. Я возьму молоток, постучу по льду. Что произошло? Раскололся. Значит, лёд какой? (хрупкий)

Опыт №6. «Воздействие температуры»

Воспитатель:

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось, пока мы играли? (Они растаяли)

Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза. Значит, что такое снег и лёд? Это застывшая вода

Вывод:

Воспитатель:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? Это вода

Как из воды получить лёд? (Ответы).

Во что ещё превращается вода зимой? Сосульки, изморозь

В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?

в морозную погоду

В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? Во время оттепели

Правила безопасности:

Лёд нельзя брать в рот (лёд холодный).

Льдом нельзя бросаться (лёд твердый).

Нельзя ходить по замершим рекам (лёд хрупкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Ёлочка в снегу»

Конспект занятия, напрвленного на то, чтобы научить детей передавать в рисунке предмет, выделяя основные и второстепенные его части....

Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»

Цель: Уточнить свойства снега и льда.Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с к...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»

Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....

Экспериментальная деятельность в старшей группе. Тема: «Цветные фигурки из льда»

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе №11Тема: «Цветные фигурки из льда» ...

Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»

Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»...