Паспорт проекта «Загадки комнатных растений»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Практико-ориентированный, краткосрочный проект.

История комнатных растений уходит корнями в глубокую древность, стали особенно широко использовать для украшения жилых помещений и прихожих в XIX веке, однако история комнатного цветоводства, конечно, началась гораздо раньше. Известно, что в Древнем Египте, Греции, Римской империи и в Древнем Китае растения выращивали в горшках. По всей видимости, горшки с растениями держали в помещении. Весь год они радуют нас своею зеленью. И детям стало интересно, как дышат комнатные растения? Что происходит с листьями? И поэтому мы решили исследовать комнатное растение.

Цель проекта: Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.

Актуальность данной проблемы:

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

Московского района Санкт-Петербурга.

Паспорт проекта         «Загадки комнатных растений»

Для подготовительной группы компенсирующей направленности детского сада.

Автор проекта. Корнеева Любовь Александровна воспитатель ГБДОУ детского сада № 2 Московского района Санкт-Петербурга

Практико-ориентированный, краткосрочный проект.

История комнатных растений уходит корнями в глубокую древность, стали особенно широко использовать для украшения жилых помещений и прихожих в XIX веке, однако история комнатного цветоводства, конечно, началась гораздо раньше. Известно, что в Древнем Египте, Греции, Римской империи и в Древнем Китае растения выращивали в горшках. По всей видимости, горшки с растениями держали в помещении. Весь год они радуют нас своею зеленью. И детям стало интересно, как дышат комнатные растения? Что происходит с листьями? И поэтому мы решили исследовать комнатное растение.

Цель проекта: Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.

  Задачи проекта:

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

- расширять знания детей о комнатных растениях;

-способствовать формированию представлений о значимости комнатных растений;

- воспитывать любовь к природе родного края.        

- воспитывать наблюдательность и бережного отношения к растениям;

 

-  развить практические навыки ухода за комнатными растениями.

 - развивать экологическую культуру.

Современные образовательные технологии.

  • ИКТ - технология.
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Технология музыкального воздействия.
  • Экспериментирование.

 

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.  

Сроки реализации проекта: 22марта-28 марта

 Результат (Ожидаемый)

Дети: узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы).

Родители: У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе.

Новизна: Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Что дети знают?

Что хотят узнать?

Где можно узнать?

1. Растения очищают воздух дома.

2. Многообразие комнатных цветов.

3. Растениям нужен свет и вода.

1. Как правильно сажать и ухаживать.

2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.

3. Как размножаются

4.  Как дышат комнатные растения.

1. В энциклопедии.

2.Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4.  В интернете.

Этапы проекта:

Этапы

Подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома?

Анкетирование родителей.

Ширма передвижка: «Актуальность данной темы»

 Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о разных растениях, рассматривание картин из серии: «Зеленый мир растений»

Основной (исследовательский)

Образовательные области

 Совместная образовательная

 деятельность взрослого и детей

-ИКТ Презентация «Комнатные растения».

- «Дыхание листа».

Объект исследования: Комнатное растение.

Предмет исследования: определить свойство проникновения воздуха.

Материалы: цветок в горшочке, вазелин, красная и белая ленты.

Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Методические приемы: изучение литературы, наблюдения, объяснения, показ, результат.

Аптека на окне «Комнатные растения друзья и помощники человека» Презентация

Речевое развитие

- беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»

 - составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке

-  заучивание стихотворения «Бальзамин»

- отгадывание загадок о комнатных растениях

- подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»

- дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился».

 Художественно - эстетическое развитие

- Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке

- Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»

- Технология музыкального воздействия

«Музыка цветов» (сборник).

Музыка из балетов П.И. Чайковского — Вальс цветов

Физическая культура

-Утренняя гимнастика «Весенние цветы»

 -физкультминутка «Красивые цветы»

-  пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок»

Социально-коммуникативное

развитие

Хозяйственно-бытовой труд:

- дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

-Посадка и уход за цветами в группе детского сада.

- Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»

-дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»

-  Лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) про комнатное растение

Чтение художественной литературы

- работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях.

- чтение художественной литературы

обобщающий (заключительный)

Презентация проекта:

 Альбом «Комнатные растения».

Литература:

  • Атлас комнатных растений:400 популярных видов. – М.: ЭКСМО, 2004.
  • Дыбина О.О.и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
  • Каменева Л.А.  «Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание» под ред. П. Г. Саморуковой. – М., Просвещение, 1992.
  • Николаева С.Н «Как приобщить ребенка к природе». – М.: Новая школа,1993.
  • Серпухова В.И. «Комнатные растения», М., 1991 г.
  • Интернет – сайт http://hotpleer.ru/?s=музыка+цветов

Объект исследования: Комнатное растение.

Предмет исследования: определить свойство проникновения воздуха.

Материалы: цветок в горшочке, вазелин, красная и белая ленты.

Ход исследования:

Дата

Вывод: желтеть стали листья намазанные снизу. Значит, листья дышат нижней частью листка.

Листочек зеленый, изменений нет

Листочек зеленый, изменений нет

Листочек зеленый, изменений нет

Листочек зеленый, изменений нет

Листочек зеленый, изменений нет

Листочек зеленый, но концы начали желтеть. Удалили ленточки, листочки стали выделятся.

Листочек зеленый, изменений нет

Листья пожелтели до середины.

Листочек зеленый, изменений нет

Пожелтел весь лист.

Листочек зеленый, изменений нет

Весь лист желтый

Листочек зеленый, изменений нет

Весь лист желтый

Актуальность данной проблемы:

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

    В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

    Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

  Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

  Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

  Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности.  В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

  Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие  рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.

  Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. По мнению  академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

Анкета       «Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

1.        Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

_____________________________________________________________________________

2.        Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

_____________________________________________________________________________

3.        Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

________________________________________________________________

4.        Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

5.        Есть ли дома книги о природе? Какие?

_____________________________________________________________________________

6.        Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

_____________________________________________________________________________

7.        В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

     Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду»  провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

     На первый вопрос 100%  опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

     На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

       На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

     Отвечая на четвертый вопрос анкеты,  60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только  передачи о животных.

     На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

    На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных  рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно  подкармливают птиц.

    На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования  сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации  проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям  была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме      «Комнатные растения».

1.        Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)

2.        Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)

3.        Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)

4.        Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

5.        Назови и покажи части растений.

6.        Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?

7.        Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

                 Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект"Загадки комнатных растений"

Автор- Дубовцева Елена Александровна - воспитатель подготовительной группы № 12.Участники проекта- дети, родители.Тип проекта- практико-ориентированный, краткосрочный.Осенью  традиционно мы...

Экологический проект"Загадки комнатных растений"

Автор- Дубовцева Елена Александровна - воспитатель подготовительной группы № 12.Участники проекта- дети, родители.Тип проекта- практико-ориентированный, краткосрочный.Осенью  традиционно мы...

Краткосрочный проект "Загадки комнатных растений"

Участники проекта - дети средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, род...

Педагогический проект " загадки комнатных растений"

Цель:Развивать интерес к развитию и росту комнатных растенийРасширение знаний по экологической культуре воспитаниковРасширение зеленого уголка в группе детского саЗадачи:Способствовать расширени...

Проект На тему: Загадки комнатных растений

создать условия для овладения нового способа действия по изучению зеленого уголка в группе детского сада и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации....

Паспорт проекта "Мое комнатное растение"

Комнатные растения окружают ребенка и дома, и в детском саду. Но очень часто дети не обращают на них внимания или просто воспринимают их как декоративную составляющую интерьера. Дети не имеют представ...