Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мое Отечество-секреты символов России».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Стецюк Ольга Петровна

Развитие познавательного интереса к культурным ценностям и традициям через взаимодействие с народной игрушкой (русской матрешкой) и ознакомление с основными государственными символами России.

Расширять представления о государственных символах, их особенностях и значении в жизни россиян;

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, доказывать своё мнение, различать государственные символы; формировать уважительное отношение к государственным символам, обогащать словарный запас;  

Воспитывать духовно-нравственные ценности, патриотические чувства, любовь и уважение к своей стране России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 2 компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                            

Конспект  занятия

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Мое Отечество-секреты символов России».

                                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                       Стецюк Ольга Петровна

Используемые технологии:

технология развивающего обучения;

здоровьесберегающая;

личностно-ориентированная

Санкт-Петербург

2023 год

Название: «Мое Отечество-секреты символов России».

Цель: развитие познавательного интереса к культурным ценностям и традициям через взаимодействие с народной игрушкой (русской матрешкой) и ознакомление с основными государственными символами России.

Задачи:

1. Образовательные: расширять представления о государственных символах, их особенностях и значении в жизни россиян;

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение рассуждать, доказывать своё мнение, различать государственные символы; формировать уважительное отношение к государственным символам, обогащать словарный запас;  

3. Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные ценности, патриотические чувства, любовь и уважение к своей стране России.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций и презентации по теме, беседы о народных игрушках, традициях и праздниках в России;

Материалы для занятия: народная игрушка – матрешка, ленты трех цветов, монеты, штамп для печати, музыкальный диск с гимном, иллюстрации или слайды с изображением флага и герба и их использование, лупы, подарки на память с государственной символикой.

Организация детей: по подгруппам.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

 

Примерный ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здороваются

Мотивация.

- Ребята, скоро в нашей стране будем праздновать российский государственный праздник.

- Вы знаете какой государственный праздник будем праздновать?

-Может вам поможет моя подсказка

-Этот праздник мы будем отмечать 4 ноября

-Как вы думаете, что такое единство?

-А что нас объединяет?

- Как люди отмечают праздники?

- А мне сестра прислала большую коробку с ценным предметом внутри.

Я решила принести ее в сад и поделиться с вами своей радостью.

- Как вы думаете, что в этой коробке?

- Хотите узнать, что в коробке?

- Что это?

- Я уже не маленькая и зачем мне игрушка?

Ой, здесь письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

Письмо: «Эта матрешка досталась мне от бабушки, береги ее, ибо русская матрешка - это символ семьи. Внутри нее я спрятала некоторые предметы. Если ты догадаешься, зачем они, то сможешь отгадать слово, которым все эти вещи можно объединить».

Какое трудное задание, наверное, я одна не справлюсь, вы поможете мне?

Принимаем любые ответы детей

(День народного единства)

Это сплоченность, понимание друг друга,то что объединяет людей

Это наше государство, Родина, Отечество

(Дарят открытки, подарки, цветы, говорят добрые слова и комплименты ,поют песни, вместе радуются и поздравляют друг друга.)

Варианты детей: кукла, платок, игрушка. флаг, ткань и т. д.

Открывают коробку и видят народную игрушку - матрешку

Называют игрушку.

Ответы детей (чтобы беречь, чтобы помнить и т. д.)

Соглашаются помочь

Выявление проблемы.

Так что же просит сделать моя сестра?

Дети формулируют проблему: 

Ваша сестра спрятала какие-то предметы внутри матрешки и просит догадаться, зачем они.

Целеполагание.

А если мы с вами догадаемся, зачем они, что тогда мы сможем сделать?

Дети определяют цель: 

Тогда мы сможем отгадать слово, которое объединит все эти предметы.

Планирование будущей деятельности.

Как же мы узнаем, какие предметы спрятаны в матрешке?

Надо поочередно открывать каждую матрешку и отгадать, зачем там спрятан предмет.

Реализация плана.

Задание1

- Ребята, как вы думаете,какой народ придумал Матрешку?

Правильно, матрешка - это русская народная игрушка. А как называется страна, в которой мы живем.

Давайте откроем первую матрешку.

Посмотрите, в нашей группе есть стол, на котором лежат ленты таких же цветов, только большего размера.

- Какого цвета ленты?

Что они вам напоминают?

Если дети затрудняются ответить, можно загадать загадку про флаг.

Загадка

По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это? (флаг)

- Как вы думаете, что означают эти цвета?

При затруднении воспитатель объясняет детям значение цветов.

 Три его полоски — это неспроста: Белая полоска — мир и чистота,

 Синяя полоска — это цвет небес,

 Куполов нарядных, радости, чудес.

 Красная полоска — подвиги солдат,

 Что свою Отчизну от врагов хранят.

-Хочу вам рассказать, почему полосы расположены именно так, а не иначе.

Красная полоса- наша прекрасная и красивая земля.

Над землей синее небо-это синяя полоса.

А над землей и небом находится все самое чистое, светлое и доброе.

-Что мы считаем самым чистым и добрым?

Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.

А еще российский флаг называют

«Триколором». Догадались почему?

(в переводе с лат. языка «колор» означает цвет.)

Попробуйте изобразить флаг с помощью лент.

Игровое упражнение «Изобрази с помощью лент флаг России»

- А, чтобы запомнить, как располагаются цвета на флаге, расскажем стишок.

Показ воспитателем слайдов на экране

Д/игра «Назови, где флаг»

- А где можно увидеть флаг нашей страны?

А флаг - это что?

- Ребята, а флаг - это ценный предмет?

А как вы думаете, почему?

Воспитатель поясняет (показывает):

- Флаг – это полотнище правильной геометрической формы (чаще всего прямоугольной), имеющее специальную расцветку и определённое соотношение сторон. Флаг поднимают высоко на флагштоках и мачтах, чтобы все его видели, отличали от флагов других стран и гордились своей страной! Во время ВОВ солдаты флаг прятали под рубашкой и берегли от врагов.

В нашей стране есть праздник – День Российского флага, который отмечается летом, 22 августа.

Флаг является одним из символов страны.

 Физкультминутка

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей.

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы!

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!

Задание 2

Давайте посмотрим, что спрятано в другой матрешке? 

- Что это за предметы?

Ребята, найдите в группе стол, на котором лежат разные монеты.

-Как вы думаете, это деньги какой страны?

Как вы узнали, что это российские деньги, монеты?

Что изображено на обратной стороне монеты?

Воспитатель поясняет, что на обратной монете изображен герб России.

Герб - это знак. Он появился очень давно, когда еще существовали рыцари. Служил   для того, чтобы отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такие знаки изображены на щитах воинов.

Шло время, рыцарей не стало, но остались гербы, как знаки отличия.

На гербе России изображение в виде хищной птицы, двуглавого орла.

Одна голова повернута направо, другая налево. В одной лапе – золотой шар (держава), а в другой золотой жезл (скипетр), на головах орла три короны.

На груди орла –щит, на котором изображен всадник на белом коне, который убивает злого дракона(змея). Всадника зовут Георгий Победоносец, а дракон символизирует зло.

Герб – это тоже один из символов страны.

Показ воспитателем слайдов на экране

- А где можно увидеть герб нашей страны?

Д/игра «Назови, где герб»

Задание 3.

- Давайте посмотрим, что спрятано в третьей матрешке?

Подойдем к столу с нотами.

-А для чего мы используем ноты?

Предлагаю вам послушать торжественное музыкальное произведение «Гимн России»

- Есть правило: когда исполняется гимн люди встают и мужчины снимают головные уборы.

4. Прослушивание «Гимна России»

- О чем поется в этой песне?

Как вы думаете, что такое гимн страны?

Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особенных, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины!

Гимн - это еще один символ страны.

Ребята, еще остались у нас нераскрытые матрешки?

А что мы нашли в первой матрешке?

Для чего они?

Во второй?

О чем с их помощью мы узнали?

А в третьей?

О чем она нам рассказала?

Разгадали мы секрет моей сестры?

А о чем еще говорила моя сестра в письме?

Так как можно одним словом назвать Флаг, Герб и Гимн Российской Федерации, России?

Правильно. Флаг, Герб и Гимн Российской Федерации – это символы нашей страны.

Нет ни одного одинакового флага, герба, гимна. У каждой страны они разные. Поэтому глядя на флаг, герб и слушая гимн можно точно определить о какой стране идет речь.

Государственные символы — это отличительные знаки страны, установленные, как правило, конституцией, законами и традициями. Они складываются веками, определяют суверенитет и самобытность страны и выделяют ее среди других стран.

Большинство государств считает своими символами: гимн, флаг и герб. Однако в ряде стран существуют и другие национальные символы, например, эмблемы, национальные цвета и девизы.

Русский

Ответы детей

Дети открывают матрешку и находят там три ленты белого, синего, красного цвета.

Дети подходят к столу с лентами.

Белого, синего, красного

ткань, флаг

Ответы детей

(Добрые дела,поступки,улыбки,дружба)

Дети выкладывают флаг с помощью лент, проговаривая небольшое стихотворение

«Белый, синий, красный

Флаг наш прекрасный»

Ответы детей с опором на иллюстрации

или слайды:

- на форме защитников Отечества

- на кораблях

- на скафандрах космонавтов

- на государственных зданиях

- на улицах и площадях во время парада

- в руках людей и детей во время праздников

Ответы детей

Ответы детей (предмет, знак, символ нашей страны)

 

(поднять руки вверх ,встать на носочки)

(опустить руки вниз).

(поочередные движения руками в стороны)

(поднять руки вверх, потянуться на носочках)

(показать руками силуэт гриба)

(соединяют руки перед грудью)

Дети находят в матрешке монету

Ответы детей

Дети подходят к столу с монетами.

Дети рассматривают монеты с помощью лупы, находят их особенности (русские буквы, цифры, герб, изображение орла)

Ответы детей

Ответы детей с опорой на иллюстрации

или слайды:

- на паспорте

- на печатях

- на наградах

- на знаменах и флагах

- на зданиях

Дети достают изображение нот (нотного стана).

Дети подходят к столу с нотными тетрадями, музыкальными инструментами.

- Чтобы сочинять и исполнять музыку.

Ребята слушают гимн.

Ответы детей (о России и т. д.)

Нет, все матрешки мы открыли.

Разноцветные ленты.

Мы составили флаг России.

Монеты.

О гербе России.

Ноты.

О гимне России.

Да, мы отгадали, зачем нужны были предметы, спрятанные в матрешках.

Если мы отгадаем секрет предметов, спрятанных в матрешках, мы сможем узнать слово, которым все эти предметы можно назвать и объединить.

Символы!

Оценка и рефлексия.

Давайте вспомним:

Какой подарок мне подарила сестра?

Какие сюрпризы оказались в матрешке?

Почему флаг России называется триколор?

Какие символы есть у нашей страны?

Почему важно знать, различать и ценить символы страны?

А теперь посмотрите пожалуйста на этот стенд и скажите:

- Что на нем не является символом?

И мы об  этом поговорим на следующем занятии

Ответы детей:

- матрешку

- ленты, монеты, ноты.

- потому что изображен в виде трех полос

разного цвета

- флаг, герб, гимн

- чтобы помнить, в какой стране  живешь и уважать ее историю и чтили традиции.

(Портрет президента)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Блинов И.Г. –последн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет "Состав числа 5 из двух меньших"

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возрастаот 6 до 7 лет....