Образовательный проект "Мир вокруг нас" Экология
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шишкова Елена Геннадьевна

Экологический проект

«Мир вокруг нас»

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность темы:

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской  активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром.          

     Задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
  • Расширять представления о насекомых;
  • Воспитывать  стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Срок реализации проекта: 2019-2020г.г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  • Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляет бережное отношение к природе.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

1.Традиционные для отечественной педагогики подходы (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения.

2. Народные традиции. Народные праздники, приметы, игры, сказки разных народов отражают определенный уровень восприятия природы людьми, их отношение к ней, особенности использования природных ресурсов. В народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического образования.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Формы и методы экологического образования  дошкольников

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Сформулирован комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, сама ценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

Таким образом, экологическое образование предполагает, прежде всего, -формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.

Выводы:

Теоретическое исследование особенностей экологического образований детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие заключения:

  1. Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
  2. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой.
  3. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом всех возрастных групп.                                                                                    

 Планирование на 2019-2020г.г.

1.Период с 1.09.19 - 30.09.19 «Деревья нашего двора».   

 2.Период с 1.10.19 - 31.10.19 «Многоногие малыши».                          

 3 .Период с 1.11.19 - 30.11.19 «Дикие животные».

 4.Период с 1.12.19 - 31.12.19 «У бабушки в гостях». 

 5.Период с 9.01.20-  31.01.20 «Ходит капелька по кругу».  

 6.Период с 1.02.20 - 28.02.20 «Неживая природа».                                          

 7.Период с 1.03.20 - 31.03.20 «Птички прилетайте».                                        

 8.Период с 1.04.20 - 30.04.20 «Царство растений».                                          

 9.Период с 1.05.20 - 31.05.20 «Дары лета».                                                                                  

 «Деревья нашего леса на территории сада»

Наблюдения за деревьями;

Беседа: «Деревья нашего леса на территории сада»;

Аппликация способом отрыва: «Деревья»;

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников;

Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки», «Какого дерева не стало»;

Рисование: «Яблони в цвету»;

Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»;

Знакомство с литературными произведениями: В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Берёза», «Дуб»; «Деревья - украшение нашей планеты», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

«Многоногие малыши».

Наблюдения за насекомыми;

Беседа: «Насекомые рядом»

Рассматривание иллюстраций: изображения различных насекомых;

Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Что было бы, если исчезли насекомые»;

Рисование: «Бабочка – красавица»;

Подвижные игры: «Бабочки и цветы»; «Пчелы и медведи»

Знакомство с литературными произведениями: Э. Шим «Сказки, найденные в траве»; И.Крылов «Стрекоза и Муравей»; загадки о насекомых; «Муха – цокотуха»; В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Божья коровка», «Кузнечик»; В. Степанов «Летающий цветок»; Серебрицкий «Счастливый жучок»;

«Дикие животные»                                                        

Лепка: «Жучки-паучки» Беседа: «Разнообразие диких животных»

Рассматривание иллюстраций: Творчество Васнецова и Чарушина «Животные», картина «Ежи».

Дидактические игры: «Кто чем питается»

Рисование: «Лисичка-сестричка»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «По лесной лужайке», «Зайцы и волк», «Зайка серенький сидит», «Бездомный заяц», «Совушка», «Медведи и пчелы», «Охотники и зайцы»

Знакомство с литературными произведениями: стихи, сказки о животных: «Заяц хвастун», П.Бажов «Серебряное копытце», «Животные и их детеныши»

Драматизация сказки «Теремок» - «Осень в гостях у зверей в теремочке».       «У бабушки в гостях»

Беседа: «Что ты знаешь о домашних животных»

Дидактические игры: «Где моя мама», «Кто чем питается», «Кто как кричит», «Да-нет», «Театр картинок»

Рисование: «Нарисуй своих любимых животных»

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ловишки», «Найди следы кролика»

Знакомство с литературными произведениями: стихи, сказки, потешки о домашних животных, Сказка «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», К. Паустовский «Кот-ворюга»

Игра-имитация: «Изобрази животного» Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.

«Ходит капелька по кругу»

Беседа: «Вода в нашей жизни»

Дидактические игры: «Пароход», «Цепочка слов», Снежинка»

Опыты с водой: выявление свойств и качеств воды, снега и льда.                         Рисование:  «Снежинки», «Деревья в инее»                                                            Подвижные игры: «Кто внимательный?», «Ручеек», «Назови слова», «Мороз Красный нос», Бассейн в детском саду»                                                                 Знакомство с литературными произведениями: Сказки в которых упоминается “живая” и “неживая” вода, И.Никитина «Встреча зимы», И.Сурикова «Зима»,обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»,В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»                                «Неживая природа»

Беседа:  «Живая и не живая природа»                                                               Дидактические игры: «Назови предмет», «Чего не хватает?», «Цепочка»,

«Назови ремёсла», «Гончары»                                                                               Опыты с неживой природой: «Выявление свойств и качеств песка и глины»   Конструирование: «Суда»                                                                                    Подвижные игры: «Переправа», «Снежный городок», «Ледяные фигурки»       Знакомство с литературными произведениями: рассказы и сказки о неживой природе

«Птички прилетайте»

Наблюдение за птицами.

Беседа: «Наши пернатые друзья»

Рассматривание иллюстраций: «Птицы родного края»

Дидактические игры: «Что было бы, если исчезли птицы», «Назови птицу»

Лепка: «Вылепи птичку»                                                                                            Рисование: «Роспись петуха»

Подвижные игры: «Весёлый воробей», «Птички раз, птички два», «Гуси»;

Знакомство с литературными произведениями: чтение стихотворений «Воробей», «Ворона», «Первая прогулка»; «Птичка», песенки – потешки; стихи о птицах.

Игра-имитация: «Птички невелички»

«Царство растений».

Экскурсия на экологическую тропу.

Беседа: «Зеленая аптека», «Разговор на подоконнике»

Рассматривание иллюстраций: «Цветы. Травы. Кустарники. Деревья»

Дидактические игры: «Назови растение», «Подбери картинку», «Во саду ли, в огороде»                                                                                                                Аппликация: «Весенний ковер»

Рисование: « Цветы в городецкой росписи»

Подвижные игры: «Сажаем огород», «Огуречик, огуречик…», «Садовник»

Знакомство с литературными произведениями: В. Катаева «Цветик-семицветик», «Мир растений» в народных сказках.

«Дары лета»

Беседа: «Что нам дарит лето?»                                                                            Рассматривание иллюстраций и составление рассказов: «Природа летом» Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Пернатые друзья», «Кораблики»                                                                                                                Лепка: Пластилиновый рисунок «Радуга-дуга»                                                     Рисование: «Цветочная поляна»     Подвижные игры: «Пчелки на разведке», «Садовник», «Лесные ягоды», «Воробышки и кот», «Сажаем огород» Знакомство с литературными произведениями: «Финист -ясный сокол», В. Берестова «Мирная считалка», Н. Сладков «Загадочные истории», Дж. Ривз «Шумный Ба-бах»

Картотека экспериментов.

Опыты с предметами неживой природыВыявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)    Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении) Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.  Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

4.  Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность − от температуры воздуха)  В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий

6.   Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба

7. Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки: одну − с песком, другую − с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

8.  Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.  Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.

Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем − след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям[9].

Например, воспитатель предлагает провести опыты с песком и глиной.

Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

Используется следующее оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания:

1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?

4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы: «Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?»

Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Организация опытно – экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем,

Таким образом, правильно организованная развивающая среда по экологическому образованию создает условия для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

 

Диагностика.

1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
      Оборудование. 
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. 
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. 
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
       Как называется животное (птица, насекомое)?
       Что ты можешь рассказать о нем?
       Твое отношение к ним.
                      Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8-12)
 Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего (0-7)
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.                              2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
 Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
              Какие свойства песка ты знаешь?
              Где и для чего человек использует песок?
              Какие свойства камней ты знаешь?
              Где и для чего человек использует камни?
              Какие свойства воды ты знаешь?
              Где и для чего человек использует воду? 
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. 
Уровень ниже среднего.
 Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. 
3. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению

Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
              Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
              Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
              С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
              На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество, фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
       Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

4. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
       Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
       Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
 Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)?

(Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)

Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
       Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vokrug_nas.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Мир вокруг нас»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность темы:

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской  активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром.                Задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
  • Расширять представления о насекомых;
  • Воспитывать  стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Срок реализации проекта: 2019-2020г.г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  • Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляет бережное отношение к природе.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

1.Традиционные для отечественной педагогики подходы (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения.

2. Народные традиции. Народные праздники, приметы, игры, сказки разных народов отражают определенный уровень восприятия природы людьми, их отношение к ней, особенности использования природных ресурсов. В народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического образования.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Формы и методы экологического образования  дошкольников

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Сформулирован комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, сама ценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

Таким образом, экологическое образование предполагает, прежде всего, -формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.

Выводы:

Теоретическое исследование особенностей экологического образований детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие заключения:

  1. Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
  2. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой.
  3. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом всех возрастных групп.                                                                                     Планирование на 2019-2020г.г.

1.Период с 1.09.19 - 30.09.19 «Деревья нашего двора».                                2.Период с 1.10.19 - 31.10.19 «Многоногие малыши».                                 3.Период с 1.11.19 - 30.11.19 «Дикие животные».

4.Период с 1.12.19 - 31.12.19 «У бабушки в гостях».                                              5.Период с 9.01.20-  31.01.20 «Ходит капелька по кругу».                       6.Период с 1.02.20 - 28.02.20 «Неживая природа».                                           7.Период с 1.03.20 - 31.03.20 «Птички прилетайте».                                           8.Период с 1.04.20 - 30.04.20 «Царство растений».                                           9.Период с 1.05.20 - 31.05.20 «Дары лета».                                                                                    «Деревья нашего леса на территории сада»

Наблюдения за деревьями;

Беседа: «Деревья нашего леса на территории сада»;

Аппликация способом отрыва: «Деревья»;

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников;

Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки», «Какого дерева не стало»;

Рисование: «Яблони в цвету»;

Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»;

Знакомство с литературными произведениями: В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Берёза», «Дуб»; «Деревья - украшение нашей планеты», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

«Многоногие малыши».

Наблюдения за насекомыми;

Беседа: «Насекомые рядом»

Рассматривание иллюстраций: изображения различных насекомых;

Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Что было бы, если исчезли насекомые»;

Рисование: «Бабочка – красавица»;

Подвижные игры: «Бабочки и цветы»; «Пчелы и медведи»

Знакомство с литературными произведениями: Э. Шим «Сказки, найденные в траве»; И.Крылов «Стрекоза и Муравей»; загадки о насекомых; «Муха – цокотуха»; В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Божья коровка», «Кузнечик»; В. Степанов «Летающий цветок»; Серебрицкий «Счастливый жучок»;

«Дикие животные»                                                       

Лепка: «Жучки-паучки» Беседа: «Разнообразие диких животных»

Рассматривание иллюстраций: Творчество Васнецова и Чарушина «Животные», картина «Ежи».

Дидактические игры: «Кто чем питается»

Рисование: «Лисичка-сестричка»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «По лесной лужайке», «Зайцы и волк», «Зайка серенький сидит», «Бездомный заяц», «Совушка», «Медведи и пчелы», «Охотники и зайцы»

Знакомство с литературными произведениями: стихи, сказки о животных: «Заяц хвастун», П.Бажов «Серебряное копытце», «Животные и их детеныши»

Драматизация сказки «Теремок» - «Осень в гостях у зверей в теремочке».       «У бабушки в гостях»

Беседа: «Что ты знаешь о домашних животных»

Дидактические игры: «Где моя мама», «Кто чем питается», «Кто как кричит», «Да-нет», «Театр картинок»

Рисование: «Нарисуй своих любимых животных»

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ловишки», «Найди следы кролика»

Знакомство с литературными произведениями: стихи, сказки, потешки о домашних животных, Сказка «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», К. Паустовский «Кот-ворюга»

Игра-имитация: «Изобрази животного» Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.

«Ходит капелька по кругу»

Беседа: «Вода в нашей жизни»

Дидактические игры: «Пароход», «Цепочка слов», Снежинка»

Опыты с водой: выявление свойств и качеств воды, снега и льда.                         Рисование:  «Снежинки», «Деревья в инее»                                                            Подвижные игры: «Кто внимательный?», «Ручеек», «Назови слова», «Мороз Красный нос», Бассейн в детском саду»                                                                 Знакомство с литературными произведениями: Сказки в которых упоминается “живая” и “неживая” вода, И.Никитина «Встреча зимы», И.Сурикова «Зима»,обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»,В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»                                «Неживая природа»

Беседа:  «Живая и не живая природа»                                                               Дидактические игры: «Назови предмет», «Чего не хватает?», «Цепочка»,

«Назови ремёсла», «Гончары»                                                                               Опыты с неживой природой: «Выявление свойств и качеств песка и глины»   Конструирование: «Суда»                                                                                    Подвижные игры: «Переправа», «Снежный городок», «Ледяные фигурки»       Знакомство с литературными произведениями: рассказы и сказки о неживой природе

«Птички прилетайте»

Наблюдение за птицами.

Беседа: «Наши пернатые друзья»

Рассматривание иллюстраций: «Птицы родного края»

Дидактические игры: «Что было бы, если исчезли птицы», «Назови птицу»

Лепка: «Вылепи птичку»                                                                                            Рисование: «Роспись петуха»

Подвижные игры: «Весёлый воробей», «Птички раз, птички два», «Гуси»;

Знакомство с литературными произведениями: чтение стихотворений «Воробей», «Ворона», «Первая прогулка»; «Птичка», песенки – потешки; стихи о птицах.

Игра-имитация: «Птички невелички»

«Царство растений».

Экскурсия на экологическую тропу.

Беседа: «Зеленая аптека», «Разговор на подоконнике»

Рассматривание иллюстраций: «Цветы. Травы. Кустарники. Деревья»

Дидактические игры: «Назови растение», «Подбери картинку», «Во саду ли, в огороде»                                                                                                                Аппликация: «Весенний ковер»

Рисование: « Цветы в городецкой росписи»

Подвижные игры: «Сажаем огород», «Огуречик, огуречик…», «Садовник»

Знакомство с литературными произведениями: В. Катаева «Цветик-семицветик», «Мир растений» в народных сказках.

«Дары лета»

Беседа: «Что нам дарит лето?»                                                                            Рассматривание иллюстраций и составление рассказов: «Природа летом» Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Пернатые друзья», «Кораблики»                                                                                                                Лепка: Пластилиновый рисунок «Радуга-дуга»                                                     Рисование: «Цветочная поляна»     Подвижные игры: «Пчелки на разведке», «Садовник», «Лесные ягоды», «Воробышки и кот», «Сажаем огород» Знакомство с литературными произведениями: «Финист -ясный сокол», В. Берестова «Мирная считалка», Н. Сладков «Загадочные истории», Дж. Ривз «Шумный Ба-бах»

Картотека экспериментов.

Опыты с предметами неживой природыВыявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)    Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении) Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.  Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

4.  Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность − от температуры воздуха)  В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий

6.   Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба

7. Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки: одну − с песком, другую − с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

8.  Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.  Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.

Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем − след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям[9].

Например, воспитатель предлагает провести опыты с песком и глиной.

Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

Используется следующее оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания:

1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?

4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы: «Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?»

Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Организация опытно – экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем,

Таким образом, правильно организованная развивающая среда по экологическому образованию создает условия для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

Диагностика.

1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
      Оборудование. 
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. 
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. 
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
       Как называется животное (птица, насекомое)?
       Что ты можешь рассказать о нем?
       Твое отношение к ним.
                      Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8-12)
 Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего (0-7)
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.                              
2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
 Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
              Какие свойства песка ты знаешь?
              Где и для чего человек использует песок?
              Какие свойства камней ты знаешь?
              Где и для чего человек использует камни?
              Какие свойства воды ты знаешь?
              Где и для чего человек использует воду? 
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. 
Уровень ниже среднего.
 Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. 
3. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование.
 Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению

Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
              Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
              Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
              С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
              На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество, фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
       Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

4. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
       Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
       Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
 Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)?

(Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)

Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
       Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.