Открытый урок в подготовительной группе на тему "День космонавтики"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ренёва Ирина Павловна

Открытое занятие направлено на закрепление представления детей о космосе; способствовует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей; позволяет формировать представление о празднике «День космонавтики», элементарные представления о космосе, о первом полете в космос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в подготовительной группе на тему «День космонавтики»

Подготовила: воспитатель МАДОУ

Детский сад №39 «Солнечный город»

Ренёва И.П., г. Королёв.

Цель: закреплять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей; формировать представление о празднике «День космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики - К. Э. Циолковским, С. П. Королёвым.
  2. Закрепить знания детей о том, что первым человеком в космосе был русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
  3. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
  4. Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

Оборудование: интерактивная доска, презентация о космосе и космонавтах.

 Ход занятия:

Сегодня, ребята, наша страна отмечает День Космонавтики. Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник? (12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)

Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)

С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Как их называют? (Дети: «Их называют космонавтами»)

          А кто такие космонавты? (Ответы детей)

Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют также членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)

Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)

Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.

Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей.) Показ слайдов, иллюстраций.

Они могли увидеть другие планеты. Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)

Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко. И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)

Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циолковский). Показ портрета.

Жил в городе Калуге простой учитель, Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их. И очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.

         Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей).

Сергей Павлович Королев (показ портрета) - ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.

Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел наш русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом? (Дети: «Много заниматься спортом».)

Правильно ребята, чтобы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит? (Испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.)

         Правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время взлета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.

Что такое перегрузки? (Предположение детей)

Перегрузки — это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.

         Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)

 Физ. минутка:

  1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:

  1. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:

  1. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?

Молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?

 Дети: на космических ракетах!

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

         Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

Дети: «Еда космонавтов находится в тюбиках!»

Правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.

А кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?

         Дети: «Костюм называется – скафандр, а головной убор – шлем».

         А для чего нужны они?

         Дети: «Чтобы выйти в космос».

Правильно для того, чтобы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?

         Дети: «Чтобы космонавт мог дышать».

         Правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.

Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?

Дети: «Окно в ракете называется - иллюминатор!»

Правильно, ребята, иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?»

Дети: «Планеты, луну, кометы, спутники, солнце».

Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля).

         Дети: «Спутник нашей планеты Земля называется - Луна!»

Правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.

Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

         Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.

Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям: чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учиться и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

Приложение 1. Фотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЬЯ – ЭТО СЧАСТЬЕ?!» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ ГРУППА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

- расширять представления детей о семье и взаимоотношениях в ней;- развивать заботливое отношение к членам своей семьи, своим близким и родным;- воспитывать навыки уважительного отношения к член...

открытый урок в подготовительной группе тема .(2015 г.)

я логопед и открытый урок в подготовительной группе на тему "Посуда"...

Открытый урок в подготовительной группе детского сада

Открытый урок был подготовлен и  успешно проведен мною в ноябре 2018 года. На  музыкальном занятии представлены все виды деятельности используемые в рамках ФГОС. Тематическая связь с осенним...

Конспект открытого урока «Рыбы» подготовительная группа

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы на тему "Рыбы"...

Итоговое интегрированное занятие (открытый урок) в подготовительной группе детского сада для детей с ЗПР

Итоговое занятие в группе ЗПР проводилось с четырьмя детьми. Целью урока является выявление уровня освоения программы детьми подготовительного дошкольного возраста....

Образовательное мероприятие (открытый урок) в подготовительной группе "Жалобная Книга природы"

Конспект интегрированного открытого занятия по экологии в подготовительной группеТема: «Жалобная книга природы»Цель: Формирование представлений детей о способах утилизации и переработки...

Открытый урок в подготовительной группе "Храмы России"

Открытый урок в подготовительной группе "Храмы России"...