Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городам народных умельцев»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городам народных умельцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestie_po_gorodam.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Путешествие по городам народных умельцев»

Введение.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности подробного изучения народно-прикладного искусства. На занятиях рисования дети вскользь проходят знакомство с декоративно-прикладным искусством. Хотелось бы, чтобы дети соприкоснулись с декоративно-прикладным искусством – подержали в руках подлинные изделия, матрешку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

Эффективному патриотическому и духовно нравственному воспитанию подрастающего поколения способствует изучение родной истории, культуры родной страны, знакомство с народными традициями, праздниками, ремеслами. Знакомство с народными ремеслами целесообразно начинать с дошкольного возраста, ведь наши предки приобщали к ним детей уже с четырех-пяти лет.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Возрождение народных ремесел, знакомство детей с ремеслами и промыслами предков, а так же с их традициями, обрядами, праздниками способствует патриотическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения. Знакомство с родной культурой, способствует воспитанию любви к родной земле, народу, к родному языку. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Задача современных педагогов, посмотреть на недавно и давно забытое с высоты нового времени, постараться понять жизнь наших предков и взять у них для себя то, что покажется важным и необходимым в воспитании подрастающего поколения.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Путешествие по городам умельцев»

Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Художественно-эстетическая деятельность», «Коммуникативная деятельность», «Социально-коммуникативная деятельность», «Двигательная деятельность».

Цель: Развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
  • Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие:

Развивать интерес к народному искусству, этетические чувства.

Психологные:

  • Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
  • Воспитывать интерес к умельцам родной страны и родного края.

Словарная работа: орнамент, умелец, овощевод.

Методы и приемы:

  • использование наглядного материала «Народные промыслы»
  • показ презентации
  • игра «Угадай, чей орнамент»

Материалы и оборудование:

  • интерактивная доска, ноутбук
  • карта России
  • изделия народных мастеров
  • фигурки по мотивам дымковской игрушки,
  • краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве, об умельцах родногогорода; рассматривание альбомов, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах.

Ход занятия:

Психолог: Доброе утро, ребята! Ответьте мне на вопрос, вы любите путешествовать?

(ответы детей)

Психолог: На каком транспорте можно путешествовать?

(ответы детей)

Психолог: Сегодня на нашем занятие, я предлагаю вам попутешествовать на необычном транспорте, на ковре самолете.

(расстилает ковер перед интерактивной доской) и отправиться путешествовать по нашей стране.

Психолог: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём?

(ответы детей)

А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

(ответы детей)

Да, великая и большая наша страна – много в ней городов, поселков и деревень. И живут здесь добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

Ребёнок: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

Психолог: Скажите, а кого можно назвать мастером, умельцем?

(человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

Психолог: А вы знаете, откуда берутся такие мастера? Затрудняетесь ответить?

Тогда послушайте сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала -залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Психолог: Ну что, вы готовы отправиться в путешествие по городам России и посмотреть на рукоделие наших умельцев? Тогда рассаживайтесь поудобнее на ковре самолете и отправимся в путь. Раз, два, три - ковер наш лети!

(дети рассаживаются, звучит имитация звука самолета)

Психолог: И первая наша остановка будет именно здесь, на берегу реки Вятка, куда упало одно из перьев Марьи-искусницы. Здесь стоит город Киров и видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда люди топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся стоит будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась дымковская игрушка.

Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.

Дымковская игрушка изготавливается из красной глины. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень. Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки. А краски выбирали самые яркие. Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.

Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Психолог: А мы отправляемся дальше. Раз, два, три - ковер наш дальше лети!

(звучит имитация звука самолета)

Психолог: Следующая наша остановка недалеко от города Москвы, где находится деревня под названием - Гжель. Давным-давно это было. Жили в ней смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. А как ее украсить? Идут по дороге домой, а вокруг сказочная красота, небо голубое с белыми облаками, а вдалеке синий лес виднеется, синяя речка да озеро, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту красоту на белый фарфор. Стали рисовать на посуде узоры из цветов, капелек, голосочек, сеточек. Разрисуют посуду и в печь ее поставят, обжигают в печи при высокой температуре. И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую посуду?

(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Психолог: А мы в городке Гжель отдохнем и гимнастику проедем:

Наши синие цветы раскрывают лепестки, (поднимают руки вверх, в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками вверху)

А на вечер все цветки закрывают лепестки, (складывают руки вместе, опускают)

Тихо засыпают, глазки закрывают. (складывают руки по щекой, закрывают глаза)

Психолог: Отдохнули, размялись, пора в дорогу собираться. Раз, два, три - ковер наш дальше лети!

(звучит имитация звука самолета)

Психолог: Внимание, внимание идем на посадку в городе Тула.

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины. А был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок,

Да веселый петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони.

Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, у барышень – в кувшины. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал природные: Желтый – цвет солнышка, красный – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими.

Ребята, а как вы думаете, трудно ли смастерить такие игрушки?

(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Психолог: А мы отправляемся дальше. Раз, два, три - ковер наш дальше лети!

(звучит имитация звука самолета)

Психолог: Приготовились все к посадке. Наш ковер самолет приземляется в городе Нижний Новгород.

Сказывают в народе о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер себе дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. И к нему прилетала Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам улетел вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

Ребята, а как вы думаете, трудно ли смастерить такие игрушки?

(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. И нам пора возвращаться в родной город Сызрань.

Психолог: И мы отправляемся домой. Раз, два, три - ковер нас ковер домой неси!

(звучит имитация звука самолета)

Психолог: В нашем городе Сызрань, тоже живут разные умельцы, но особенно славится наш город, умельцами - овощеводами. В нашем маленьком городе умельцы - овощеводы выращивают самые вкусные помидоры. Слава о наших помидорах и умельцах-овощеводах разлетелась по всей стране. Вкуснейшему сеньору-помидору горожане Сызранцы поставили памятник. Люди съезжаются к нам в город, отведать вкусных томатов. И это тоже нелегкий труд. Чтобы вырастить вкусные томаты нужно посадить его семечко в землю, полить и поставить в теплое место на солнечной стороне. Сначала появится росток, а за ним нужен постоянный уход. Рыхлить землю и поливать всходы. Всю весну уходом за томатами занимаются умельцы - овощеводы. Затем растение становится большим, и на нем появляются плоды. И здесь нужен уход, полить растение витаминами, прорыхлить землю, подвязать растение. Уберечь растение от вредителей и непогоды. И только в конце лета умельцы - овощеводы получают вкусные, полезные плоды помидоров.

Ребята, а как вы думаете, трудно ли смастерить такие игрушки?

(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Психолог: Вот мы с вами и дома, нашей группе. Где мы с вами побывали? Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.

– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.

( дети расписывают рубашки)

Итог: Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.

(выставка работ)

Заключение

Народное искусство вносит в нашу жизнь праздничность и красоту. Предметы все больше входят в наш быт, как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни. Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев

Занятие дает целостное представление детям о русских народных промыслах, традициях проведения ярмарок и о героях, которые присутствовали на ярмарке. Ознакомление дошкольников с народными промыслами помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Список использованных источников.

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ежик».Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».

Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...

Методическая разработка занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну сказок».

Данная методическая разработка направленна на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по местам народных промыслов»

Образовательная область и направление: художественное творчество. Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промысла...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Осенний листопад»

Занятие направлено на знакомство детей  с техникой «оригами», выполнение осенних листочков из бумаги....