Цветочные истории
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева И.А.

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tsvetochnye_istorii.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Бобровский детский сад №3 «Солнышко»

Конспект занятия на тему: «Цветочные истории»

Номинация: естественнонаучная направленность

Воспитатель: Артемьева Ирина Анатольевна 89056558573

Конспект занятия «Цветочные истории»



Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях.
Задачи:
1. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях.

2. Формировать представления о пользе комнатных растений для здоровья человека.
3. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе.
4. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой и общей моторики.
5. Обогащение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения ».
6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.
7. Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютерное оборудование в комплекте, черенки растений (герань), клеёнки, совки, горшочки, одноразовые стаканчики, влажные салфетки, земля, леечки с водой, компьютерная презентация,  

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (посадка черенков), двигательная.

Методы и приёмы:

1) игровой.

2) наглядный.

3) словесный.

Предварительная работа: исследовательский проект «Полезное растение – герань», разучивание подвижной игры «На окне в горшочках» с воспитателем; слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Вальс цветов» на музыкальном занятии. Уход за комнатными растениями в уголке природы. Просмотр иллюстраций, слайдов о комнатных растениях, знакомство с их названиями в дидактических играх.
Рекомендации родителям:
1. Папка-передвижка «Наши друзья – домашние растения».
2. Вместе с ребенком наблюдать и ухаживать за комнатными растениями дома.
3. Принести фотографии для стенда «Друзья в горшочках».
4. Подготовить мини-проект (рассказ и книжка-малышка) «Мой зелёный друг».

Ход НОД

1.Организационный момент.

Воспитатель:-  Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут, людям пользу несут». Что это?
Дети:-Комнатные растения.
Воспитатель: - У меня в руках красивый цветок. Предлагаю улыбнуться друг другу, и, передавая  друг другу  цветок, поздороваться с соседом, стоящим справа, сказав ему ласковое слово.

2. Вводная часть.

Воспитатель:- Ребята, вы когда  нибудь были на телестудии?

Тогда я приглашаю вас не только там побывать, но и принять участие в  телепередаче. Вы согласны ?

Итак, занимайте свои места, мы начинаем!

(дети рассаживаются на стульчики)

Я рада приветствовать вас на нашей программе «Цветочные истории».

(звучит музыка, на телеэкране появляется заставка)

Кто догадался о чём наша передача? (ответы детей — о цветах и  растениях)

Правильно, наша передача о растениях — о комнатных растениях.

3. Основная часть.

Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, какие комнатные растения мы выращиваем в нашей группе? (ответы детей — бегония, бальзамин, фикус, герань, колеус)

Как вы думаете, для чего они нам нужны? (ответы детей — чтобы было красиво и уютно, чтобы воздух был чище, чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними, растения лечат, отпугивают вредных насекомых — например моль, растения поддерживают влажность в комнате).

Правильно, ребята.

Сегодня наша передача посвящена очень удивительному комнатному растению и вы все его, конечно, знаете — (воспитатель обращает внимание детей на герань)

Как называется это растение? ( ответы детей — герань)

Правильно — это герань.

Я предлагаю вам посмотреть презентацию о герани и узнать о ней несколько интересных историй.

Внимание на экран.

Просмотр презентации «Герань».

Наверняка всем хорошо известна красная герань в горшке – любимица наших бабушек. Надо сказать, что это растение, до сих пор украшает подоконники не только жителей нашей страны, но и других стран.

Кроме того, выращивать его теперь принято не только на подоконнике, а в саду или на балконе.

Вот только правильное название этого цветка – пеларгония, а разнообразию его современных сортов и их окраски может позавидовать любой.

Оба названия “герань” и “пеларгония” произошли из греческого языка. Первое из них переводится как “аист”, а второе, как “журавль”, так как форма плодов этих растений своим видом напоминает клюв аиста.

Герань – неприхотливое растение: светолюбивое, любит прямые солнечные лучи, может вынести и не больший холод,

Герань устойчива к сухому воздуху, любит умеренный полив круглый год, но летом требует больше воды, чем другие растения.

Герань легко переносит небольшую засуху, но плохо реагирует на переувлажнение. Опрыскивание листьев не требуется.

Растение - герань способно не только украсить вашу квартиру, но и очистить воздух.

Мифов и легенд об этом цветке очень много. 

Например,  на Востоке существует такая легенда: в давние времена герань не была цветком, и все её считали сорняком, который ничем не радовал и не приносил пользу людям. Но однажды всё изменилось, когда пророк спустился с гор и, сняв накидку, которая промокла, бросил её на куст герани. Сорняк повернулся сразу к солнцу так, чтобы ткань быстро просохла. Пророк, увидев это, решил отблагодарить растение и покрыл его цветами необычайной красоты, которые обладали нежным ароматом.

Существует сказка об этом удивительном цветке.

Жила на свете одна женщина. Она очень любила каждый день ходить в гости по соседям и жаловаться на свою скучную и унылую жизнь. Почему- то ей казалось, что всем везёт больше, чем ей.

Однажды одной соседки надоели её жалобы, и та подарила ей цветок в горшке, яркого цвета. Это был цветок Герань.

-Это волшебный цветок — сказала соседка.- Поставь его на стол, поливай его и вскоре ты увидишь перемены в своей жизни.

Принеся цветок домой, она поставила его на стол. Прошло два дня, но изменений не было. 

—Как это так? У соседки же всё хорошо и она говорила, что это волшебный цветок? – подумала она. Цветок стоял на столе весь такой красивый, с пышными цветами, в ярком горшке.

–Может цветочку не по нраву стоять на таком столе без красивой скатерти?

Женщина достала из шкафа самую нарядную скатерть с красивой вышивкой и накрыла ею стол. 

Нет! – решила она. – Одной скатерти маловато для волшебного цветка

Потом женщина перемыла всю посуду, перестирала все свои занавески и пришила к ним тонкое изящное кружево. Затем, взяв краски, раскрасила все стулья в доме в яркие насыщенные цвета. Но это ей показалась мало для такого цветка. Тогда она и стены все выкрасила в разные яркие цвета, а пол устлала вязанными ковриками ручной работы.

День пролетел незаметно. Женщина была так увлечена обустройством места для цветка, что забыла про гости по соседям, для того, чтобы пожаловаться на жизнь. Когда наступил вечер, к ней заглянула, обеспокоенная соседка. Женщина с улыбкой встретила её и пригласила пить чай с пирожками.

Это действительно волшебная герань! Спасибо тебе! – сказала она соседке.

Воспитатель:- Вот какие цветочные истории мы с вами услышали.

Ребята, а у кого дома есть герань?

Какого цвета у неё соцветия?

Кто за ней ухаживает и принимаете ли вы участие в этом?

Как вы ухаживаете за растением? (ответы детей)

Физминутка: «На окне в горшочках».

Воспитатель:-  А сейчас давайте немного отдохнём и поиграем.

На окне в горшочках  Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки.  
Медленно встают.
К солнцу потянулись,  
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.  
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
К солнышку листочки  
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Повернут цветочки, 
Соединяют ладошки над головой
Развернут бутоны,  
Раскрывают ладошки-бутоны.
В солнышке утонут
.

Воспитатель:- Ребята, а из чего можно вырастить растение? (ответы детей — из луковицы, семян)

Правильно, растение можно вырастить из луковицы, семян, а ещё из черенков (воспитатель просит детей повторить это слово)

Черенок — это маленькая веточка, аккуратно срезанная от того растения, которое хотят посадить, а сам процесс — называется — черенкование. Повторим это большое слово (дети повторяют)

Я вас приглашаю пройти на экспериментальную площадку и посмотреть, как выглядит черенок

(дети с воспитателем подходят к рабочим столам, где воспитатель обращает внимание на черенок без корня)

Что есть у черенка? ( ответы детей — стебель, лист)

Как вы думаете его можно уже посадить в землю? ( ответы детей — нельзя)

Почему? (ответы детей — потому что у черенка нет корня)

Правильно, у черенка нет корня, ему нужно ещё какое-то время побыть в стакане с водой.

(воспитатель обращает внимание на другие черенки — с корнем)

А эти черенки я подготовила для вас некоторое время назад: аккуратно срезала от взрослого растения и поставила в стаканчики с водой.

Что есть у этого черенка? (стебель, лист, корень)

Если у черенка есть корень, как вы думает что можно с ним сделать? (ответ детей — посадить в землю)

Скажите, как вы думаете, черенки какого растения стоят перед вами? (герани)

Правильно — это черенки герани.

Ребята, а вы хотите сами посадить черенки и вырастить красивые герани?

( ответы детей — да)

4. Практическая часть.

Итак, мы начинаем  нашу с вами «Цветочную историю».

Воспитатель объясняет  ход выполнения работы, дети самостоятельно выполняют.

Посадку лучше проводить в маленькие горшочки. А когда герань достаточно подрастёт - пересадить её в горшочек побольше. Очень хорошо подойдут для этого - одноразовые стаканчики.

Берём стаканчик, в котором на дне уже сделано небольшое отверстие — для того, чтобы стекала лишняя вода,  и поступал воздух

Насыпаем совком землю в стаканчик, примерно до половины.

Палочкой в середине стаканчика делаем ямку, немного поливаем водой, ждём,  пока она впитается в землю.

Затем аккуратно берём черенок и опускаем его в ямку корешками вниз до первых листиков.

Одной рукой придерживаем черенок, а другой совочком подсыпаем землю до верха стаканчика. Затем пальцами аккуратно, чтобы не повредить черенок, придавливаем землю вокруг него.

Берём лейку и поливаем свою посадку хорошо и обильно. Вот наши черенки герани посажены. Молодцы! Как хорошо у вас получилось!

Давайте полюбуемся на них.

(По окончании работы дети вытирают руки салфетками и наводят порядок на столе.)

5. Рефлексия.

Воспитатель:- О чём мы сегодня говорили?

Что мы сегодня сажали? ( черенки герани)

Что больше всего понравилось?

Помните, что черенки нужно поливать чаще, чем взрослые растения, потому что они слабые и нуждаются в большем количестве влаги.

Мы поставим ваши посадки на подоконник поближе к солнышку, будем за ними ухаживать и наблюдать за их ростом и развитием.  А когда на улице потеплеет, мы вынесем их на улицу и высадим на нашем цветнике, чтобы они радовали нас и других людей.

Воспитатель читает стихотворение:

На окне стоит цветок, 
К солнцу тянется росток, 
Красно-алые цветы, 
Яркой, дивной красоты. 

На этом наша передача «Цветочные истории» подходит к концу, но мы с вами ещё обязательно встретимся в нашей студии и познакомимся с другими историями.

 Звучит музыка, на телеэкране появляется заставка.

6. Использованная литература.

  1. Гончарова Е.Ю. Кравченко Е.П. Энциклопедия комнатного цветоводства/Мир книги 2006
  2. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» Москва, «Просвещение», 2003.
  3. Атлас-определитель «От земли до неба», «Просвещение», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

" Цветочная история "Кукольный спектакль (авторская разработка)

Земля наша станет прекрасной и цветущей, если услышать цветы!...

Образовательный проект "Цветочные истории".

Проект "Цветочные истории" предназначен для детей старшей группы,окажет помощь воспитателям в формировании экологической культуры дошкольников....

Отчёт по выставке «Цветочные истории»

3 сентября в сквере нашего города была организована выставка «Цветочные истории»....

Занятие по ФЭМП "Цветочная история" (4-5лет)

Занятие представлено в форме презентации. Подходит для дистанционного обучения, для самостоятельных занятий родителей с детьми....

Цветочная история

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием цветущих травянистых растений.Задачи:Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.Учить классифицировать цветы по месту их п...

Авторское дидактическое пособие «Цветочные истории»

Презентация пособия "Цветочные истории", созданного в рамках Фестиваля Педагогических идей ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2 "Особенный цветок".Цель: создать многофункциональное пособи...