Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Салопова Валентина Александровна

 

Цели: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Объяснить смысл слова «круговорот».

Выяснить причины, при которых происходит круговорот воды в природе.

Нарисовать схему круговорота воды в природе.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарь.

Познакомить детей с разными состояниями воды – жидким и

газообразным.

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,

договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность,

самостоятельность, оценочное отношение к миру.

Воспитательные: Воспитать любовь и бережное отношение к природе;

вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении

материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_zanyatie.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности

детей в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Цели: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Объяснить смысл слова «круговорот».

Выяснить причины, при которых происходит круговорот воды в природе.

Нарисовать схему круговорота воды в природе.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарь.

Познакомить детей с разными состояниями воды – жидким и

газообразным.

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,

договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность,

самостоятельность, оценочное отношение к миру.

Воспитательные: Воспитать любовь и бережное отношение к природе;

вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении

материала.

Оборудование: пакет на застежке; цветные маркеры; горячая вода, чайник.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап:

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо от мамы Тучки, она потеряла

своих деток – капетошек, они ушли гулять и еще не вернулись. Мама Тучка

просит нас помочь найти ее капетошек.

Поисковый этап:

Ребята, поможем наитии Капетошек и вернуть их маме Тучке?

Ответы детей.

У нас есть подсказка, капитошки любят видоизменятся. Давайте угадаем в

кого они могут превратится.

Практический:

Загадки:

На дворе переполох: с неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, куда пошли гулять капитошки?

Приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». Согласны? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда переходим в нашу лабораторию и приступим к

нашим исследованиям воды и ее свойств. Для проведения опытов

по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые

материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью

готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по

два человека за один стол.) Перед проведением опытов напоминаю детям о

технике безопасности во время работы с водой.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость?».

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во чтонибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить,

перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод детей: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не

имеет собственной формы, а занимает то пространство которое ей дают.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Вот интересно: А теперь выясним вкус и запах воды?

Пальчиковая гимнастика

"Рыбки плавали, ныряли,

В чистой, тепленькой воде.

То сожмуться, разожмуться,

То зароются в песке. "

Воспитатель: Отдохнули? Пора продолжать узнавать новые следы

капитошек. Прошу занять ваши места.

Опыт № 3 «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть,

булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А, что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, бытовые электроприборы.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто

мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно

верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем

нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав

его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное

место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети

видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед

опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Опыт №4 "Круговорот воды в природе"

Подогреем воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до

кипения.

Заливаем подогретую воду в пакет и застегиваем его.

Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет

собираться конденсат.

Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они

станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это

стадия возвращения воды обратно в море.

Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце

нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем

чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые

капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда

теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится

воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда

капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для

облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно,

капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на

землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды

в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода

возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды

в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью

схемы круговорота воды.)

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, что капитошки скоро вернуться в

виде пара к маме тучки.

Вывод: Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому

знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому

простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и

понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.

Рефлеквивно-оценочный этап:

Ребята, вам понравилось занятие?

Если да, то поднимите ручки к капитошке. Если нет, то не поднимаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»...

НОД в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

Разработанный конспект предоставляет возможность познакомить детей со свойствами воды, значением для жизни ....

Занятие по экологии в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе....

конспект занятия в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

данный материал поможет педагогам в рамках проекта "Бережливый детский сад"  интересно рассказать детям о круговороте воды в природе и о том, что надо беречь воду....

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект  по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»МБДОУ №10 г. Сафоново.Воспитатель: Старовойтова Юлия НиколаевнаЦель: Познакомить детей с явление...

Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.Объяснить смысл слова «круговорот».Выяснить причины, при которых происходит круговорот воды в природе.Нарисовать схему круговорота воды в пр...